Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми средней группы (4 – 5 лет) на 2023 – 2024 учебный год Тема Педагогические задачи у детей познавательной День знаний Развитие (4н. августа) мотивации, интереса к школе, книге. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, с предметно-пространственной средой (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) Мониторинг Педагогическая диагностика. (1н.; 2н. Определение уровня развития детей на сентября начало учебного года. Заполнение персональных карт развития детей. Расширение представлений детей об Осень (3н. сентября осени. Развитие умения устанавливать - 2н. октября) простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Расширение представлений о здоровье и Я в мире здоровом образе жизни. Расширение Человек (3н. октября – представлений детей о своей семье. 1н. ноября) Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закрепление знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство детей с профессиями родителей. Воспитание уважения к труду близких взрослых. Формирование положительной самооценки, образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развитие представлений детей о своем внешнем облике. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, Тема ООМ и РР Детский сад. Период Август 4 неделя Профессии сотрудников детского сада. Итоговые мероприятия Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах; демонстрируют свои способности. Индивидуализация образования (проектирование индивидуального образовательного маршрута развития ребенка. Оптимизация работы с группой детей. Сентябрь Праздник «Осень в гости к 3 неделя нам пришла". Выставка детского творчества. 4 неделя Сентябрь 1-2 недели Признаки осени. Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Лес. Грибы. Ягоды. Октябрь 1 неделя Деревья. 2 неделя Образ Я. Октябрь 3 неделя Моя Семья 4 неделя Мой дом. Мебель 5 неделя октября – 1 неделя ноября Открытый день здоровья. Спортивное развлечение «Мама, папа, я – вместе дружная семья». заботливого отношения к пожилым родственникам. с родным городом. Мой город, Знакомство Моя улица моя страна Формирование начальных представлений (2н. - 4н. о родном крае, его истории и культуре. ноября) Воспитание любви к родному краю. Мой город Расширение представлений о видах Екатеринбург. транспорта и его назначении. Расширение представлений о правилах поведения в Транспорт. ПДД. городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширение представлений о профессиях. Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию (Екатеринбург). всех видов детской Новогодний Организация деятельности (игровой, коммуникативной, Зима (первый месяц) праздник (5н. ноября - трудовой, познавательно4н. декабря) исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) Домашние животные вокруг темы Нового года и новогоднего и их детёныши. праздника. Дикие животные и их детеныши. Зимние забавы. Новый год. 1неделя января – Новогодние каникулы Расширение представлений детей о зиме. Зима (2н. января- Развитие умения устанавливать 2н. февраля) простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширение представлений о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомство детей с «военными" День Защитника профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой Отечества (3н. – 4н. (танк, самолет, военный крейсер); с февраля) флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Организация всех видов детской 8 марта (5н. февраля - деятельности (игровой, коммуникативной, 2н. марта) трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к Признаки зимы. Зимние виды спорта. Ноябрь 2 неделя 3 неделя 4 неделя Ноябрь 5 неделя Декабрь 1 неделя 3 неделя 4 неделя Январь 2 неделя 3 неделя Домашние птицы. 4 неделя Одежда. Обувь. 5 неделя января – 1 неделя февраля Военные профессии. Военная техника. 23 февраля. Февраль – последний месяц зимы. Весна (март - первый весенний месяц). Наш детский сад. Мамин праздник Профессии мам. Новогодний праздник. Выставка детского творчества, совместных работ «Мастерская Деда Мороза» 2 неделя Зимующие птицы. Животный мир Арктики и Антарктики. Сюжетно ролевая игра по правилам дорожного движения. Праздник «День матери» Выставка «Наши мамы мастерицы» Праздник «Зима» Выставка детского творчества. Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества. 4 неделя 5 неделя Праздник «8 Марта» февраля – Выставка детского 1 неделя творчества. марта Март 2 неделя Знакомство с народной культурой и традициями (3н. - 4н. марта) Весна. (5н. марта 4н. апреля) День Победы (5н. апреля – 2 н. мая) Скоро лето (3н. мая) Мониторинг (4н.-5н. мая) воспитателям, другим сотрудникам . детского сада. Расширение гендерных представлений. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Расширение представлений о народной Фольклорный праздник. Март игрушке (дымковская игрушка, матрешка Игрушки. 3 неделя Выставка детского и др.). 3накомство с народными творчества. промыслами. Посуда. 4 неделя Привлечение детей к созданию узоров Бытовые приборы дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Расширение представлений детей о весне. Праздник «Весна». Март Развитие умения устанавливать Комнатные растения 5 неделя Выставка детского простейшие связи между явлениями Рыбки в аквариуме творчества. живой и неживой природы, вести Апрель сезонные наблюдения. Характерные 1 неделя Расширение представлений о правилах признаки весны безопасного поведения на природе. Перелетные птицы. Воспитание бережного отношения к природе. День Космонавтики 2 неделя Формирование элементарных экологических представлений. Как выращивают 3 неделя Формирование представлений о работах, хлеб? проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на Насекомые 4 неделя участке детского сада, в цветнике. Растения весной Осуществление патриотического Праздник, посвященный Май воспитания. Воспитание любви к Родине. Родная страна. 5 неделя Дню Победы. Формирование представлений о День Победы апреля – Выставка празднике, посвященном Дню Победы. 2 неделя детского творчества. Воспитание уважения к ветеранам войны. Расширение представлений детей о Праздник «Лето», Май лете. Развитие умения устанавливать Первые весенние 3 неделя Спортивный праздник. простейшие связи между явлениями цветы. Выставка живой и неживой природы, вести Скоро лето. детского творчества сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу. Педагогическая диагностика. Анализ эффективности Май Определение уровня развития детей на Повторение и 4 - 5 недели педагогических действий и конец учебного года. закрепление тем по их дальнейшее Заполнение персональных карт развития усмотрению планирование детей. воспитателя Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1 неделя июня – 4-я неделя августа) Сокращения: ООМ – ознакомление с окружающим миром, РР – развитие речи.