ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 2 от «25» декабря 2022 г. УТВЕРЖДЕНО: Приказом № 7/1-од от «25» января 2023 г. Заведующий МБДОУ детского сада № 35 Н.В.Шушарина Отчет по результатам самообследования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 за 2022 год. Самообследование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462, Постановления Правительства РФ от 05 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», на основании Положения о порядке подготовки и организации проведения самообследования МБДОУ детского сада № 35 и приказа заведующего МБДОУ детского сада от 01.04.2022 № 37-од. Цель самообследования – обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МБДОУ детского сада № 35. 1. Общие сведения о МБДОУ. 1.1. Общая информация. Наименование образовательного учреждения (по уставу): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 (далее – МБДОУ). Юридический адрес:620105, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 105. Фактический адрес: 620105, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 105. E-mail: mdou35@eduekb.ru Cайт: 35.tvoysadik.ru Заведующий МБДОУ: Шушарина Наталья Витальевна. Телефон: (343)366-87-07, (343)366-86-80, (343)366-86-76. Собственник имущества МБДОУ: Муниципальное образование «город Екатеринбург». Учредитель МБДОУ: Департамент образования Администрации города Екатеринбурга (далее - Учредитель). Местонахождение Учредителя: 620014, Екатеринбург, пр. Ленина, 24 а. Непосредственную организацию и координацию деятельности МБДОУ осуществляет: Управление образования Администрации Ленинского района города Екатеринбурга (далее – Управления образования). Место нахождения Управления образования: 620014, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 4. 1 1.2. Нормативно-правовое обеспечение. МБДОУ в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; иными федеральными законами; указами и распоряжениямиПрезидента Российской Федерации; постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; постановлениями Администрации города Екатеринбурга, нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург»; Уставом МБДОУ детского сада № 35; Договором об образовании между МБДОУ и родителями (законными представителями). Лицензия: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 24.02.2014 года, регистрационный № 17635, Серия 66ЛО1 № 0003095. Срок действия Лицензии – бессрочно. Свидетельство о государственной регистрации права на оперативное управление имуществом: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области № 66 АЖ276997 от 15.01.2014 года. Устав МБДОУ детского сада № 35: Утвержден Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 1453/36ро от «11» октября 2012 года. Зарегистрирован ИНФС Ленинского района «19» октября 2012 года., Устав МБДОУ детского сада № 35 (новая редакция): Утвержден Распоряжением Департамента Администрации города Екатеринбурга № 707/46/36 от «21» марта 2019 года. Зарегистрирован ИНФС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга «30» марта 2019 года. Отношения между МБДОУ, Учредителем и Управлением образования определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативноправовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и Уставом МБДОУ. Отношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются: в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБДОУ и Договором об образовании между МБДОУ и родителями (законными представителями). Должностные инструкции: согласно штатному расписанию. Приняты Общим собранием работников МБДОУ № 35 Протокол № 2 от 01.10.2021 и утверждены заведующим МБДОУ № 35 «12» октября 2021 года, Приказ № 128-од. 2 1.3. Общие характеристики МБДОУ детского сада № 35 Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение. Тип: дошкольное образовательное учреждение. Вид: детский сад. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35, двухэтажное здание (общей площадью 4 648,8 м. кв.), отвечает всем санитарным правилам и нормам. Детский сад расположен вдалеке от центральных дорог, в экологически чистом микрорайоне «Академический». Рядом с детским садом находятся социально значимые объекты: МБДОУ детский сад № 23 и МАДОУ детский сад № 82, МАУ СОШ № 16 и № 19. Режим работы: 10,5 часов; с 07.30 до 18.00; пятидневная рабочая неделя. Количество возрастных групп (их специфика): 9 групп общеразвивающей направленности. Всего: 335 воспитанника. Возрастная группа Группа раннего возраста (с 2 лет до 3 лет) Младшая группа (с 3 лет до 4 лет) Средняя группа (с 4 лет до 5 лет) Старшая группа (с 5 лет до 6 лет) Подготовительная к школе группа (с 6 лет до 7 лет) ИТОГО: Год рождения Всего: 335 Девочки: 166 Мальчики: 169 2015 11 5 6 2016 82 41 41 2017 100 51 49 Количество групп 1 1 2 3 2 Количество детей 40 40 38/37 37/36/37 35/35 9 335 2018 70 37 33 2019 40 19 21 2020 32 13 19 Количество и соотношение возрастных групп определяется Учредителем. В соответствие с имеющимися условиями в МБДОУ принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. Зачисление детей в МБДОУ осуществляется в соответствии с Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 28.04.2020 № 914/46/36 «О внесении изменений в распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга» от 22.11.2016 № 2561/46/36 «Об утверждении Положения о порядке учета детей, подлежащих обучению по программам дошкольного образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; Постановление Администрации города Екатеринабурга № 804 от 28.04.2020 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 29.06.2012 № 2807 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)"; Приложением к распоряжению Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 28.04.2020 № 3 804 «Положение о порядке учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; Приказом Министерства просвещения РФ от 25.06.2020 г. № 320 «О внесение изменений Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности», утверждённые Приказом от 28.12.2015 № 1527 Министерства образования и науки РФ; Приказом Министерства просвещения РФ от 15.05.2020 № 236 (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.09.2020 N 471) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»; Правилами приема обучающихся (воспитанников) в МБДОУ детский сад № 35, утвержденными приказом № 20-од от 02.02.2021 г.; Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления воспитанников МБДОУ детского сада № 35, утвержденного приказом № 20-од от 02.02.2021 г. Зачисление детей в МБДОУ осуществляется при предъявлении родителями (законными представителями) пакета документов: свидетельство о рождении ребенка; документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя); документ для определения льготы, медицинская карта с прохождением ясельной комиссии. 1.4. Структура управления МБДОУ. Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Администрации Ленинского района МБДОУ детский сад № 35 Заведующий МБДОУ Заместитель Председатель Заместитель Старшая заведующего Совета родителей заведующего медсестра по АХЧ МБДОУ Специалисты, Младший Обслуживающий Совет родителей педагоги обслуживающий персонал МБДОУ персонал Общее собрание Совет МБДОУ Педагогический Совет родителей работников совет МБДОУ МБДОУ МБДОУ Важным в системе управления МБДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников образовательного процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации. Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Управляющая система состоит из двух взаимосвязанных структур. первая структура – общественное управление: 4 - Общее собрание работников МБДОУ; - Совет МБДОУ; - Педагогический совет МБДОУ; - Совет родителей МБДОУ; - Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Деятельность всех вышеперечисленных органов регламентируется Уставом МБДОУ и соответствующими положениями. Педагогический совет образуют работники МБДОУ, занятые в образовательной деятельности: воспитатели, педагоги-специалисты (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), руководители МБДОУ (заведующий МБДОУ, заместитель заведующего, заместитель заведующего по АХЧ). Отношения между администрацией и профсоюзной организацией строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, а также на основе системы коллективного договора на 2018 – 2021г.г., утвержденного на Общем собрании работников МБДОУ детского сада № 35 (02.07.2018г. протокол № 3), зарегистрированного ГКУ СЗН СО «Екатеринбургский центр занятости» 08 ноября 2018, № 192 – КД. Администрация МБДОУ при разработке нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, учитывает мнение профсоюза. Совет МБДОУ состоит из избираемых членов, представляющих интересы родителей (законных представителей) воспитанников, работников МБДОУ, заведующего МБДОУ, председателя первичной профсоюзной организации. По решению Совета МБДОУ в его состав так же могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию МБДОУ, а также и представители иных органов самоуправления, функционирующих в МБДОУ. Компетенции Совета МБДОУ. Положение о Совете МБДОУ представлено на сайте МБДОУ https://35.tvoysadik.ru/sveden/struct К компетенции совета родителей МБДОУ относятся: - осуществление связи МБДОУ с родителями воспитанников; - обсуждение и решение вопросов, связанных с воспитанием дошкольников; - информирование родителей (законных представителей) о перспективах развития МБДОУ. Трудовой коллектив составляют все работники МБДОУ. Полномочия трудового коллектива МБДОУ осуществляется Общим собранием работников МБДОУ. 2 структура – административное управление, которое имеет линейную структуру. 1 уровень – заведующий МБДОУ. Управленческая деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые, социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в МБДОУ. Для общего управления и координации действий работников в МБДОУ используется такая форма работы, как административное совещание при заведующем. Работа этого органа управления направлена на развитие, координацию и совершенствование педагогического и трудового процесса, корректировку годового 5 плана работы, делегирования полномочий заведующего. Объект управления заведующего – весь коллектив. II уровень – заместитель заведующего, старшая медицинская сестра, заместитель заведующего по АХЧ. Объект управления второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям. 2. Особенности образовательного процесса (2021-2022 уч. год). 2.1. Содержание и организация образовательной деятельности МБДОУ. Содержание и организацию образовательной деятельности МБДОУ на уровне дошкольного образования определяет Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 (далее – Программа). Программа разрабатывается и утверждается МБДОУ самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования, включённых в реестр примерных основных образовательных программ. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в МБДОУ. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на достижение следующих целей: - повышение социального статуса дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Программа направлена на решение следующих задач: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и 6 творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Программа направлена: - на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). В Программе учитываются: - индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; - возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и 7 другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а так же восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными видами движений), формы активности ребенка. Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды для дошкольного возраста: - предметно-пространственная образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формулируемая участниками образовательных отношений. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга), используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальной траектории развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов, с учетом региональных особенностей, а также с учетом рекомендаций и концептуальных положений методического пособия «Мы живем на Урале» /Толстикова О.В., г. Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО»-2013 г./. МБДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с 10,5 –часовым пребыванием детей с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим посещения ребенком МБДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима работы МБДОУ). Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. 8 Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Организация жизни и деятельности воспитанников спланирована согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. Понедельник и пятница физически и интеллектуально не перегружены. Ребенку обеспечивается легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели. В режиме дня выделяется время для проведения закаливающих мероприятий. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей. Все режимные моменты действуют благоприятно в комплексе: движение, сон, питание, закаливание. Требования, предъявляемые к организации режима дня для воспитанников МБДОУ: - режим дня выполняется на протяжении всего периода пребывания детей в МБДОУ, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность; соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника; - организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей (длительность сна, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим работы МБДОУ, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Режим дня составляется для всех возрастных групп в холодный и теплый периоды года. Основные компоненты режима (дневной сон, время бодрствования, время приема пищи и интервалы между приемами пищи, время прогулки, закаливающие, оздоровительные процедуры) строго соблюдаются. Режим жизни и деятельности детей: - соответствует функциональным возможностям ребенка, их возрасту и состоянию здоровья; - обеспечивает баланс между разными видами активности детей (интеллектуальной, физической и др.), их чередование; - организация гибкого режима пребывания в детском саду; Соблюдение требований к организации режимных процессов: - полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей (во сне, в питании); - тщательный гигиенический уход; - привлечение детей к посильному участию в режимных моментах, поощрение самостоятельности и активности; - формирование культурно-гигиенических навыков; - объем нагрузки непрерывной образовательной деятельности в соответствии с СанПиНом; - время для организации совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей (СанПиН); - эмоциональное общение в ходе режимных процессов; 9 - учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка; - спокойный доброжелательный тон воспитателя; - отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов; - недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей; - ежедневное пребывание детей на свежем воздухе не менее 3-х часов. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности (далее НОД), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Самостоятельная деятельность, как свободная деятельность воспитанников, обеспечивается в условиях созданной педагогами развивающей предметнопространственной среды по каждой образовательной области. Продолжительность НОД зависит от возраста детей и соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20. В теплое время года непрерывная образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки. Продолжительность НОД для детей от 2 до 3 лет — не более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, в старшей и подготовительной группах не более 45 минут и 1,5 часов соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут. В середине непрерывной образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. 2.2. Формирование и охрана здоровья воспитанников, воспитывающихся в МБДОУ. Важнейшей характеристикой качества дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приёмов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья воспитанников, что является важным для своевременного выявления отклонений в их здоровье. 10 Изучение состояния здоровья детей осуществляется медицинскими работниками и инструктором по физической культуре, которые определяют уровень физического развития на основе антропометрических данных и физического здоровья. Заболеваемость Год Общая ОРВИ Инфекции Травматизм Прочие 2017 354 301 37 16 2018 2019 374 331 22 21 2020 479 357 96 26 2021 178 156 5 2 15 2022 248 68 15 1 164 259 116 44 0 99 Данные по острой заболеваемости Год Количество случаев Болезни нервной системы Болезни глаз и его придатков Болезни уха Болезни органов дыхания: тонзиллит, ОРВИ, фарингит, Ковид Бронхит. Пневмония Кишечные инфекции Капельные инфекции Болезни мочеполовой системы Болезни органов пищеварения Прочие (герпетическая инфекция) 2017 2018 2019 2020 2021 2022 354 374 479 178 248 259 3 2 3 1 2 3 2 1 5 3 1 1 301 330 341 146 200 204 3 24 13 2 2 - 1 17 5 1 5 12 16 11 85 3 5 13 7 3 4 1 1 5 8 12 7 8 1 9 3 4 16 28 3 - Сохранение здоровья детей – одно из основных направлений Программы. В сфере физического развития содержание Программы направлено: - на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и 11 психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Сведения о состоянии здоровья детей, зафиксированные в выше показанных таблицах и их анализ показывают о необходимости разработки и внедрения в практику здоровьесберегающих технологий: медико-профилактических; физкультурнооздоровительных; технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающих образовательных технологий, а также обеспечение единства медицинского и педагогического персонала в вопросах оздоровления и развития физической подготовленности детей. В сложившихся условиях приоритетным направлением деятельности МБДОУ определено здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей. Комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, в первую очередь направленного на оздоровление и культивирование здорового образа жизни. Одна из годовых задач «Продолжить работу по совершенствованию системы здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды на основе повышения субъектной позиции всех участников образовательных отношений». - Создание условий в ДОУ для удовлетворения двигательной активности детей. - Вовлечение родителей в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия. - Использование эффективных методов и приёмов в работе по созданию условий для психологически комфортного пребывания детей в ДОУ, обеспечивая потребность ребёнка в игре - как в основном виде деятельности. Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников МБДОУ в режиме здоровьесбережения разработана и реализуется целевая программа «Здоровье», ориентированная на оздоровление детей, улучшение медико-психологопедагогических условий пребывания ребенка в МБДОУ. В летний период проводится летняя оздоровительная кампания. В связи с вступлением в действие Указа Президента РФ О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 01.09.2014г. приобретается и изготавливается необходимое оборудование для физического развития воспитанников. В марте 2021 года 8 воспитанников МБДОУ приняли участие в Фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Общая здоровьесберегающая направленность оздоровительного процесса в МБДОУ включает: систему закаливания; двигательный режим и двигательную активность; профилактические мероприятия; создание эмоционально – психологически комфортной среды; организацию правильного питания. № 1. Содержание работы Обеспечение здорового образа жизни Формы и методы оздоровления Щадящий режим (адаптационный период) Гибкий режим Организация микроклимата и стиля жизни группы Рациональное питание Реализация образовательной области «Физическое развитие» 12 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Применение динамических поз (сидя, стоя, лёжа) Утренняя гимнастика Физические Элементы корригирующей гимнастики упражнения Гимнастика для глаз Подвижные и динамичные игры Спортивные игры Дыхательная гимнастика Элементы точечного массажа и самомассажа Пальчиковая гимнастика Умывание Гигиенические и водные процедуры Мытье рук Игры с водой Проветривание помещений Световоздушные ванны Прогулки на свежем воздухе Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха Развлечения Активный отдых Праздники Игры забавы Дни, недели здоровья Обеспечение светового режима Свето - и цветотерапия Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Музыкальное сопровождение режимных моментов, Музыкотерапия, музыкальные паузы вокалотерапия Музыкальное оформление фона занятий Артикуляционная гимнастика Витаминизация III блюда Стимулирующая терапия Профилактические прививки Создание Консультации, беседы. фотовыставки, стенгазеты, целенаправленной собрания и др. системы по работе с 1. Дни открытых дверей, когда родители родителями. приглашаются в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурнооздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, занятий здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т.п. 2. Совместные с родителями спортивные праздники и досуги: «Папа, мама и я - спортивная семья» и т.п. 1. Дни здоровья 13 2. Родительские собрания 3. Индивидуальные беседы и консультирование специалистами ДОУ 4. Анкетирование 5. Наглядные виды работ: выставки детских работ, дидактических игр на оздоровительную тематику, литературы, папкипередвижки, рекомендации, информационные стенды, фотовыставки и др. Комплекс мероприятий по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей. № 1 2 Направление деятельности Сохранение здоровья детей в период адаптации Профилактические мероприятия 3 Физкультурнооздоровительная работа 4 Совместная деятельность педагогов и Содержание деятельности - оптимизация двигательного режима - преемственность ДОУ и школы - комплексная оценка состояния здоровья детей; - закаливающие процедуры; - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий; - специальная профилактика инфекционных заболеваний; - обеспечение экологической безопасности; - медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями - педагогическая диагностика физической подготовленности детей; - обеспечение условий для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками; - гармоничное развитие двигательных способностей детей; - развитие элементарных представлений детей в области физической культуры; - закаливание в сочетании с выполнением физических упражнений; - организация деятельности детей в системе физической рекреации; - педагогический контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями. - оптимизация двигательного режима детей в ДОУ; - предупреждение негативных влияний образовательной деятельности; 14 медицинского персонала 5 Организационнометодическая деятельность (управленческая функция) - профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; - создание макросоциальной среды и положительного психологического микроклимата; - формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. - разработка концептуальных подходов к формированию физической культуры в условиях ДОУ, семьи; - определение содержания педагогического процесса в ДОУ, способствующего формированию физической культуры и здорового образа жизни; - создание условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников и родителей в оздоровлении детей; - определение эффективных форм подготовки педагогических кадров по созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей; - организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей; - программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологической специфике развития дошкольников. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Организация жизни и деятельности воспитанников МБДОУ спланирована согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. Понедельник и пятница физически и интеллектуально не перегружены. Ребенку обеспечивается легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели. В режиме дня выделяется время для проведения закаливающих мероприятий. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей. Все режимные моменты действуют благоприятно в комплексе: движение, сон, питание, закаливание. Требования, предъявляемые к организации режима дня для воспитанников МБДОУ: 15 - режим дня выполняется на протяжении всего периода пребывания детей в МБДОУ, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность; - соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника; - организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей (длительность сна, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим работы МБДОУ, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Режим дня составляется для всех возрастных групп в холодный и теплый периоды года. Основные компоненты режима (дневной сон, время бодрствования, время приема пищи и интервалы между приемами пищи, время прогулки, закаливающие, оздоровительные процедуры) строго соблюдаются. Режим жизни и деятельности детей: - соответствует функциональным возможностям ребенка, их возрасту и состоянию здоровья; - обеспечивает баланс между разными видами активности детей (интеллектуальной, физической и др.), их чередование; - организация гибкого режима пребывания в детском саду; Соблюдение требований к организации режимных процессов: - полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей (во сне, в питании); - тщательный гигиенический уход; - привлечение детей к посильному участию в режимных моментах, поощрение самостоятельности и активности; - формирование культурно-гигиенических навыков; - объем нагрузки непрерывной образовательной деятельности в соответствии с СанПиНом; - время для организации совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей (СанПиН); - эмоциональное общение в ходе режимных процессов; - учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка; - спокойный доброжелательный тон воспитателя; - отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов; - недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей; - ежедневное пребывание детей на свежем воздухе не менее 3-х часов. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непрерывной 16 образовательной деятельности (далее НОД), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Самостоятельная деятельность, как свободная деятельность воспитанников, обеспечивается в условиях созданной педагогами развивающей предметнопространственной среды по каждой образовательной области. Продолжительность НОД зависит от возраста детей и соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. В теплое время года непрерывная образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки. Продолжительность НОД для детей от 2 до 3 лет — не более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, в старшей и подготовительной группах не более 45 минут и 1,5 часов соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут. В середине непрерывной образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. В ДОУ педагоги подходят к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Планирование задач проводится по следующей схеме: • формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; • воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; • развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей; • совершенствование практических навыков здорового образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому проблему здоровья 17 следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания (причиной формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые как носители определенных физических и психических качеств; родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка); во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, то есть социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Совместная работа МБДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику: 1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям, и родителям, если семья знакома с содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. 2. Системность и последовательность работы. 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. 4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. 5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей- в детском саду. Формы работы с семьей по оздоровлению детей. 1. Санпросвет работа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима. 2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы. 3. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка. 4. Участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей. 5. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные формы закаливания). Цели взаимодействия ДОУ и семьи в оздоровлении детей - разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе развития разнообразных двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья детей и обеспечения их психологической безопасности. Задачи: 1. Изучение запроса родителей. 2. Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка. 3. Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей. 4. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни. 18 5. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых. 6. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований МБДОУ и семьи в вопросах здоровья детей. 7. Повышение педагогической культуры, педагогической компетенции родителей в воспитании здорового ребенка. 2.3. Анализ психологического развития воспитанников МБДОУ. Психологическое развитие ребенка рассматривается по следующим показателям: социально-эмоциональное благополучие; развитие творческих способностей; интересы и склонности, интеллектуальное развитие. Анализ сложившейся ситуации показал, что в МБДОУ создаются достаточно комфортные условия для гармоничного развития ребенка: - проводится сопровождающая работа в период адаптации ребенка к детскому саду; - создаются условия для полноценного психического развития ребенка; - в группах создаются условия для развития способностей и потенциальных возможностей детей; - развивающая предметно-пространственная среда создаётся с учётом зоны ближайшего развития; - каждому ребенку, испытывающему те или иные проблемы, своевременно оказывается помощь. Кроме того, своевременно проводится консультативная работа. Особого внимания заслуживает значимость социально-эмоциональных факторов в развитии детей. Социально-эмоциональное развитие детей предполагает развитие умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т.е. стать социально-эмоционально компетентным. О благоприятном социально-эмоциональном развитии можно говорить на основании анализа анкетирования родителей 1 раз в год (с каким настроением ребенок идет в детский сад, с каким настроением возвращается, рассказывает ли о том, что было в детском саду, какое у него сегодня настроение и т.д.); Анализ анкетирования родителей за истекший период, показал, что с каждым годом увеличивается процент родителей, которые отмечают, что дети идут в детский сад охотно, с большим удовольствием. Да и самим родителям нравятся изменения, которые происходят в МБДОУ. Но есть небольшой процент детей, которые в разное время и с разным настроением приходят в детский сад. Анализ ведения дневников (экранов) настроения детей так же показывает, что дети идут в детский сад с большим удовольствием. Этому способствует личностно-ориентированный подход со стороны педагогов, созданные комфортные условия в группах и здании МБДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, что все предметы доступны детям и находятся в их поле зрения. Таким образом, можно констатировать, что из года в год создаются, совершенствуются, улучшаются условия пребывания детей в детском коллективе, которые способствуют психологическому здоровью детей. Эмоциональное развитие детей можно считать позитивным, стабильным. 19 3. Условия осуществления образовательного процесса. Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе, к другим людям. Требования к условиям реализации Программы направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: - гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечивает эмоциональное благополучие детей; - способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования; - создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 3.1. Психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психологопедагогические условия: - уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и замедления развития детей); - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видов деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - защита детей от всех форм физического и психического насилия; - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда в МБДОУ – комплекс психолого-педагогических условий для развития интеллектуальных и творческих способностей в образовательном пространстве. Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности. 20 Развивающая предметно - пространственная среда оснащена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями. Среда периодически изменяется, варьируется с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития». Методическое обеспечение МБДОУ позволяет осуществлять образовательную деятельность в полном объеме. В группах особое внимание уделено соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. В МБДОУ имеется дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы, разнообразная детская художественная и энциклопедическая литература, тематические альбомы, наглядно-иллюстративный материал. В соответствии с Программой развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: - реализацию Программы; - учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ: содержательнонасыщенная, трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповых помещениях в соответствии с Программой обеспечивают: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами; - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, мимической, артикуляционной моторики, участие в играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Оборудование помещений МБДОУ безопасно, соответствует здоровьесберегающему и развивающему принципам. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон(«центры развития», «уголки»), оснащенных развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметыдоступны детям. Подобная практика организации пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, апедагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. 21 План финансово-хозяйственной деятельности выполнен полностью. Приобретена компьютерная, множительная и аудиовизуальная техника. В МБДОУ функционирует собственный сайт, имеется электронная почта, Интернет. 3.3. Медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ходе реализации Программы. Медицинское сопровождение Методическое сопровождение Программы Педагогическое сопровождение Программы Врач - педиатр, старшая медицинская сестра. Медицинский кабинет, Процедурный кабинет, изолятор. Заместитель заведующего, Методический кабинет, Микропедкабинеты групп Центры в группах по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Музыкальный руководитель. Музыкальный зал. Микропедкабинет музыкального руководителя. Инструктор по физическому воспитанию. Физкультурный зал. Спортивные площадки (2). Микропедкабинет инструктора по физическому воспитанию. 3.4. Характеристика территории МБДОУ. Общая площадь территории детского сада составляет 8224,45 кв.м. Территория огорожена металлическим забором высотой 1,8 м, по периметру высажены зеленые насаждения. Лиственные деревья и хвойные деревья не представляют угрозы жизни и здоровью воспитанников. На территории расположены 9 прогулочных участков и 2 спортивные площадки (общей площадью 2 665,2 м. кв.). Участки и спортивные площадки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями. На территории имеется хозяйственная зона. В летнее время года по всей территории разбиваются клумбы и цветники. 3.5. Обеспечение безопасности жизни и деятельности детей в здании и на прилегающей к МБДОУ территории. В МБДОУ установлены: - система видеонаблюдения (12 видеокамер с выводом на монитор); - кнопка тревожной сигнализации (УВО по городу Екатеринбургу ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области»). 22 В МБДОУ имеются автоматическая система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. В МБДОУ осуществляется контрольно-пропускной режим, обеспечивающийся ЧОП «Шериф». 3.6. Медицинское обслуживание. Медицинское обслуживание осуществляет ООО «Первая детская поликлиника». В МБДОУ имеется медицинский блок, состоящий из кабинета врача и процедурного кабинета. С детьми работают старшая медицинская сестра высшей квалификационной категории и врач-педиатр. Медицинские оздоровительные услуги включают Целевую программу оздоровления детей. 3.7. Качество и организация питания. Питание в МБДОУ организовано в соответствии с СанПин 2.3/2.43590-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными Постановлением Главного государственного врача РФ от 27.10.2020 г. № 32. Прием пищи 4-х разовый (в 10.00 сок или фрукты). 4. Результаты деятельности МБДОУ. 4.1. Результаты освоения Программы (2021-2022 уч. год) Уровни освоения Программы Показатели (%) Высокий 45,1 % Выше среднего 40,5 % Средний 12,9 % Ниже среднего 0,2 % Результаты освоения Программы по образовательным областям (2021-2022 уч. год) Образовательная область Речевое развитие Средний показатель по МБДОУ 3.4 балла Познавательное развитие 3.4 балла Социально-коммуникативное развитие 3.3 балла Художественно-эстетическое развитие 3.4 балла 23 Физическое развитие 3.5 балла Примечание: 1 балл — уровень ниже среднего; 2 балла — средний уровень; 3 балла — высокий уровень. Средний уровень усвоения Программы по всем образовательным областям– высокий. 4.2. Выпускники МБДОУ (2021-2022 уч. год) Результаты освоения Программы (2021-2022 уч. год) Уровни освоения Программы Показатели (%) Высокий 69 % Средний 31 % Ниже среднего 0 Результаты освоения Программы по образовательным областям (2022г.) Образовательная область Речевое развитие Средний показатель по МБДОУ 3,6 балла Познавательное развитие 3,5 балла Социально-коммуникативное развитие 3,4 балла Художественно-эстетическое развитие 3,0 балла Физическое развитие 3,4 балла Примечание: 1 балл —уровень ниже среднего; 2 балла — средний уровень; 3 балла — высокий уровень. Высокий уровень усвоения Программы по всем образовательным областям – высокий. Важнейшие целевые показатели - участие детей в общественной жизни социума, через участие в социальных проектах, акциях, творческих выставках, конкурсах, иных мероприятиях разных уровней. 5. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Цели и задачи работы с педагогическими работниками, которые были поставлены в текущем учебном году: Цель: Развитие кадрового потенциала, через создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества и эффективности работы, непрерывному профессиональному развитию. Задачи: - Разработка инструментария фиксирования деятельности педагогов. 24 - Создание непрерывной системы повышения квалификации педагогов в МБДОУ. Проведение методических мероприятий, направленных на профессиональную самореализацию педагогов, повышение проектировочноаналитических умений. - Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях. Привлечение педагогов к участию в региональных, муниципальных конкурсах, публикации статей в сборниках различного уровня, периодических изданиях. В учебном году МБДОУ было укомплектовано педагогическими кадрами: воспитатели – 10; музыкальный руководитель – 2; инструктор по физическому воспитанию – 1, учитель-логопед - 2 Педагогический стаж педагогов МБДОУ Год до 3 лет 3 - 7 лет 7 - 15 лет 15 – 25 лет более 25 лет Всего 2022 0 4 4 3 4 15 Образовательный ценз педагогов МБДОУ Год Высшее Среднее - специальное Всего 2022 10 5 15 Квалификационный ценз педагогов МБДОУ Год 2021 Высшая КК 1 Первая КК 11 СЗД 1 нет КК 2 Всего 15 В МБДОУ детском саду № 35 (далее - МБДОУ) созданы условия, обеспечивающие организацию и проведение аттестации педагогических и руководящих работников: информационные, правовые, методические в соответствии с требованиями «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276), Положения о порядке аттестации педагогических работников (принятого решением Педагогического совета МБДОУ и утвержденного заведующим МБДОУ), рекомендациями МОПОСО. На основании приказа «Об организации аттестации педагогических работников в МБДОУ» назначен ответственный за информационный обмен и организационные вопросы по аттестации педагогических работников, создана рабочая (инициативная) группа, разработан и реализуется план методического сопровождения педагогов в межаттестационный период. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проходит в соответствии с утвержденным графиком аттестации педагогических работников. На 01.01.2023 г. аттестовано 13 педагогических работников, из них: 25 1 педагогическому работнику установлена Высшая квалификационная категория; - 11 педагогическим работникам установлена Первая квалификационная категория; - 1 педагогическому работнику установлено Соответствие занимаемой должности; Анализ результатов аттестации педагогических работников позволяет сделать вывод о том, что 2022 аттестационный год стал годом дальнейшего совершенствования аттестационных процессов, повышения эффективности управления аттестационными процессами. Наблюдается рост профессиональной культуры педагогических работников, ориентация на освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий. Создана и эффективно действует система стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методической культуры, личностного профессионального роста. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. В соответствии с планом-графиком повышения квалификации и переподготовки педагогических работников на 01.01.2023 г. 100% (15 педагогов) прошли курсовую подготовку. Повышение квалификации в 2020-2021 уч. год № п/п 1 2 4 Направленность программ повышения квалификации «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» «Обеспечение экологической психологической и профессиональной безопасности деятельности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» «Обработка персональных данных в образовательных организациях» Количество работников, обученных по программе (чел.) 15 итого % 15 100% 2 2 16,6% 15 15 100% В МБДОУ созданы условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации. Овладение современными педагогическими технологиями становится приоритетным как при развитие технологической компетентности педагога, так и при оценке качества и эффективности образовательных услуг. В образовательном процессе используются технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии. 26 Создаётся база методических разработок с использованием информационнокоммуникационных технологий для развития творческого потенциала ребенка в условиях МБДОУ. Существенные достижения в деятельности педагогического коллектива увеличилось количество педагогов, принимающих активное участие в семинарах – практикумах, мастер – классах, конкурсах, творческих выставках разных уровней, публикации статей. Организация методической работы с кадрами. Методическая работа решается через следующие направления деятельности: - освоение наиболее эффективных методов и приемов развития, обучения и воспитания детей; - повышение уровня подготовленности педагогов к организации и ведению воспитательно-образовательной работы с воспитанниками; - осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива; - выявление, изучение и обобщение лучшего педагогического опыта; - методическое сопровождение молодых педагогов; - методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период. Методическая работа ориентирована, прежде всего, на достижение и поддержание высокого качества, развивающего и воспитательно-образовательного процессов, содействует формированию умений и навыков психологопедагогического анализа, становлению индивидуального уровня творческого развития педагогов. Работа направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов. Цель методической работы направлена на формирование у педагогов умений: ориентироваться в вариативном образовательном пространстве, грамотно отбирать среди всех предлагаемых современных педагогических программ, методик и технологий именно те, которые способствуют решению задач развития детей, умело интегрировать содержание образовательных программ в процессе планирования, обеспечивая взаимосвязь всех занятий, целостность воспитательно-образовательной работы. Наиболее эффективный путь профессиональной компетентности педагогов – самообразование и самосовершенствование – их участие в методических формированиях: проектных советах, мастер-классах, семинарах, городских мероприятия и открытых мероприятиях. На основе анализа педагогической деятельности каждого педагога, результатов анкетирования и самоанализа организуется работа по оказанию индивидуальной педагогической помощи педагогам. Целесообразно отразить отдельные итоги методической активности педагогов в учебном году. В 2022 учебном году педагоги МБДОУ принимали участие: Дата проведен ия конкурса Название конкурса Результат Участники 27 Январь 2022 1. Городской дистанционный конкурс сотворчества детей и их родителей и педагогов «Новогодний архипелаг творчества 20212022» 2. Городской конкурс "Новогодний Екатеринбург 2021" Почетные граждане «Архипелага» Участие 1 м. 2 м. 3. Всероссийский конкурс «Рисунок» 1 м. 4. Всероссийский конкурс рисунков «Зимние забавы» Победители 5. Международный конкурс творчества и талантов «Январские морозы» 9 воспитанников и 11 педагогов весь коллектив 1 воспитанник 1 воспитанник 6 воспитанников 5 педагогов 18 воспитанников 6.Международный конкурс «Таланты без границ» Февраль 2022 1. Всероссийская викторина для дошкольников и младших школьников «Россия – Родина моя» 1 м. 1 воспитанник 1 м. 1 воспитанник 2. Всероссийский детский конкурс рисунков «Галерея детских 28 Пушкинских героев» 3. Всероссийский детский творческий конкурс «23 февраля – День защитника Отечества» 4. Международный педагогический конкурс «Лучшая предметноразвивающая среда» Призовые места 5 воспитанников 3 м. 1 педагог 1 м. 1 педагог Дипломант II степени 5. Международный педагогический конкурс «Уроки безопасности» Группа воспитанников 6. Международный конкурс «Волшебный мир пластилина» Март 2022 1. Районный фестиваль «Весенние веснушки» 2. Городская интеллектуальная игра– конкурс «Матрешка» для воспитанников 6-7 лет муниципальных дошкольных образовательных организаций участники 5 воспитанников участники 6 воспитанников участники 2 педагога 29 города Екатеринбурга участники 3. Городской экологический конкурс «ЭкоАльтернатива» 16 воспитанников 4. I областной конкурс детского творчества по произведениям Чуковского в рамках художественнотворческого проекта «АРТГалерея» Апрель 2022 1. Районный фестивальконкурс «Музыкальный калейдоскоп» 2. Городской конкурс-праздник «Салют Героям» 3. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «День защитника Отечества» 4. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «8 Марта – женский день» 5. Международный конкурс «Светлый праздник Пасхи» II место 10 воспитанников Участие 6 воспитанников 2 м. 1 педагог 2 м. 1 педагог Дипломант I степени 1 педагог Лауреат I степени 1 педагог 6. Международный конкурс- 30 фестиваль искусств «На Олимпе» Май 2022 Август 2022 Конкурс детского творчества Ивановского благочиния г. Екатеринбург «Пасхальные перезвоны» Эко-проект «ПТИЧКИНО» Сентябрь 1.Всероссийский 2022 2022 Ноябрь 2022 1- победитель 3 м. 6 воспитанников участие 1 воспитанник Лауреат I степени 1 воспитанник 1 м. 2 воспитанника участие 4 воспитанника 3 м. 1 воспитанник Дипломанты III степени 5 воспитанников Победитель в номинации 1 воспитанник творческий экспресс-конкурс для детей и взрослых «Талантливые люди. Осень 2022» 2. Всероссийского творческого конкурса Октябрь 5 – участники "Время Знаний" Географический диктант для дошкольников 1.Отборочный этап на конкурс «Праздник поэзии «Звездочки» 2.Районный конкурс «Битва хоров» 3. Городской экологический конкурс «РОДНИКИ–2022» 4.Всероссийский конкурс «Фестиваль осенних поделок» 2 м. 5 воспитанников 31 5.III Всероссийский конкурс «Гордость страны» 6. Всероссийский конкурс детского творчества «Мамино тепло» Декабрь 2021 Городская играконкурс «Малышикрепыши» Дипломанты III степени 4 воспитанника 1 воспитанник 1 м. участники 4 воспитанника Взаимодействие с родителями (законными представителями). Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители (законные представители) наших воспитанников. Сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников и активное включение их в деятельность дошкольного учреждения является основной задачей педагогов. Основными направлениями работы с родителями являлись: повышение педагогической культуры родителей, создание условий для педагогического творчества, укрепление взаимодействия МБДОУ и семьи. Проблема вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития в МБДОУ решается в трех направлениях: - работа с коллективом МБДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями); - повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); - вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность МБДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей: - открытость детского сада для семьи (каждому родителю (законному представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); - сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) в воспитании детей; - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам развития ребенка построено по структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольнооценочного. 32 Информационноаналитический блок Практический блок Контрольнооценочный блок Направление - сбор и анализ сведений о родителях и детях; - изучение потребностей семей, их трудностей и запросов; - выявление готовности семьи сотрудничать с ДОУ - просвещение родителей с целью повышения их психолого-педагогической, правовой культуры; - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства - анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, проводимых в детском саду Формы и методы работы - анкетирование; - опрос; - индивидуальная беседа; -интервьюирование; - наблюдение; - изучение медицинских карт; - заполнение документации группы (дневник группы). - клубы по интересам по инициативе родителей; - день открытых дверей для родителей; - родительские встречи; - групповая библиотека; - индивидуальные беседы, консультации; - наглядные формы; - детско-родительские образовательные проекты; - мастер-классы и др. - составление индивидуальных «Маршрутов здоровья детей»; - опрос; - книги отзывов; - анкетирование; - учет активности родителей. Работа по данной модели позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива по взаимодействию с родителями (законными представителями) как на уровне МБДОУ, так и на уровне отдельной группы. По сравнению с прошлым годом изменены подходы к проведению родительских собраний с использованием гаджетов и программ для интерактивного взаимодействия, направленных на формы открытого диалога и свободного общения, позволяющих включить в работу всех родителей. Универсальность каждой из форм состояла в том, что педагоги решали несколько функций: организация коллектива родителей, управление воспитательно-образовательным процессом, решение наиболее важных и насущных проблем. В каждой возрастной группе эффективно работали родительские комитеты, повысилась посещаемость на родительских собраниях. Традицией учреждения является проведение Дней открытых дверей. В 2021 году он проходил в онлайн формате. Родители (законные представители) активно посещали сайт МБДОУ детского сада и задавали вопросы в онлайн режиме. Для родителей (законных представителей) на сайте МБДОУ создана постоянно действующая страница консультаций, рекомендаций по организации воспитательнообразовательной и оздоровительно-профилактической работы. На сегодняшний день родители (законные представители) выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценивать уровень работы МБДОУ за учебный год. Родители (законные представители) воспитанников высоко оценивают деятельность МБДОУ. 33 Эффективность системы определялась по такому показателю, как удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в МБДОУ (удовлетворенных – 98 %, не удовлетворенных – 0%, затрудняющихся ответить – 2 %). Результат - новый статус участника образовательного процесса как заинтересованного лица. Но, не смотря, на положительные результаты в работе с родителями (законными представителями) у педагогов встречаются затруднения: В связи с данными проблемами возникла необходимость: - Продолжить работу с родителями (законными представителями) на следующий учебный год с внедрением информационных технологий и различных форм, методов и приемов. - Организовать работу «Школы педагогов», позволяющей не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать полезное для себя в рассуждениях и взять на вооружение новое и интересное. - Для развития художественно-речевых способностей детей совершенствовать систему работы МБДОУ по теме «Неделя театра», «Конкурс юных чтецов». Взаимодействие с социальными институтами как условие обеспечение качества реализации Программы. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Коллектив детского сада строит связи с социумом на основе принципов: - учета запросов общественности; - принятия политики детского сада социумом; - формирования содержания обязанностей детского сада и социума; - сохранения имиджа учреждения в обществе; - установления коммуникаций между детским садом и социумом. Социальные партнёры Цель. Результат. ООО «Первая детская поликлиника» Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Результат: Реализация Программы оздоровления детей МБДОУ. МБОУ СОШ № 19, № 16, СПК «Академический» СООО Уральская Армспорта «Медведь» федерация Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического Цель: Обеспечение преемственности в вопросах полноценного физического, интеллектуального и личностного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в переходный период от дошкольного детства к школе. Результат: Непрерывность образования. Цель: Полноценное физическое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей. Патриотическое воспитание детей. 34 общественного движения «Юнармия» Свердловской области Коррекционно-диагностическое отделение МБДОУ - Центр развития ребенка – детский сад «Радуга». ОГИБДД УВД ИРО, «Дом учителя», УрГПУ, Центр «Ир-бис», Цент «Развивающее обучение» «ЭЛТИ-КУДИЦ-Урал», ТК «Люмна» «Мобильное электронное образование». Версия 3.0 Цель: Обеспечение преемственности в вопросах полноценного физического, интеллектуального и личностного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в переходный период от дошкольного детства к школе. Результат: Определение образовательного маршрута. Цель: формирование элементарных знаний о безопасности и основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Результат: формирование элементарных знаний о безопасности и основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Цель: Повышение квалификации педагогических кадров. Результат: Повышение уровня квалификации педагогов. Обмен опытом. Методическое обеспечение. Цель: Создание условий для развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Результат: Оснащение развивающей предметнопространственной образовательной среды МБДОУ. Методическое обеспечение. Цель: Повышение квалификации педагогических кадров Результат: Методическое обеспечение. Повышение уровня квалификации педагогов Организация социокультурной связи между детским садом и данными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС дошкольного образования. Соотношение воспитанников, приходящегося на 1 взрослого Воспитанники / педагоги – 27 воспитанников. Воспитанники / все сотрудники МБДОУ – 10 воспитанников. 6. Финансовые ресурсы МБДОУ и их использование. Отчетные документы о финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ за 2022 год представлены на сайте http://bus.gov.ru 7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения: Результаты деятельности МБДОУ за 2022 год показали, что цели и задачи реализованы 35 полностью. Проведены все запланированные мероприятия. Существенным достижением в деятельности педагогического коллектива является: - значительное повышение методической активности педагогов; - результаты педагогической диагностики воспитанников свидетельствуют о положительные динамики в освоении Программы; - увеличилось количество педагогов и детей - участвующих в различных выставках и конкурсах; - повысилась заинтересованность родителей (законных представителей) в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. 8. 3аключение. Перспективы и планы развития. Принимая во внимание достигнутые результаты и основные проблемы, были определены перспективы развития на 2022 год: - апробация и системное внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий; - расширение использования ИКТ в образовательном процессе; - коррекция системы взаимодействия педагогов и семьи в вопросах физического развития и здоровьесбережения, взаимодействие с родителями через проектную деятельность; - расширение участия и победы педагогов в профессиональных конкурсах/программах/проектах; - организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ. Дальнейшее повышение качества образования в МБДОУ мы видим в повышении уровня педагогической компетентности педагогического коллектива в области новых методических разработок по реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и в совершенствовании компьютерной грамотности. Цель: Повышение качества образовательного процесса через создание условий максимально обеспечивающих полноценное развитие ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья; развитие (повышение) творческого потенциала воспитателей; расширение спектра дополнительных образовательных услуг. Задачи: 1. Продолжить работу по совершенствованию системы здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды на основе повышения субъектной позиции всех участников образовательных отношений. - Создание условий в ДОУ для удовлетворения двигательной активности детей. - Вовлечение родителей в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия. - Использование эффективных методов и приёмов в работе по созданию условий для психологически комфортного пребывания детей в ДОУ, обеспечивая потребность ребёнка в игре - как в основном виде деятельности. 2. Продолжить работу по изучению современных методов и технологий, развивающих познавательные способности дошкольников в опытноэкспериментальной деятельности. - Построение современной развивающей предметно пространственной среды МБДОУ. - Создание условий для самореализации ребёнка на основе совместной партнерской деятельности всех участников образовательного процесса. 36 - Формирование у дошкольников коммуникативной компетентности через совместное участие с родителями в конкурсном движении, с целью их активной позитивной социализации. 3. Совершенствовать формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. - Реализация новых форм взаимодействия. - Организация совместных проектов. - Педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребёнка. - Педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания ребёнка. - Вовлечение родителей в конкурсное движение. 4. Повышать профессиональную компетентность педагогов в связи с внедрением в действие Профессионального стандарта. - Формирование новых профессиональных компетенций. - Активное овладение педагогами современными образовательными технологиями и применение их в образовательном процессе. - Обмен опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными и культурными организациями. 37 38