аннотация к программе кружка _Шахматы_.pdf

Аннотация к программе кружка «Шахматы»
Автор Программы И.Г. Сухин кандидат педагогических наук, старший
научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской
академии образования. Профессор академии ГАСИС, член Союза писателей
России, Почетный работник общего образования РФ, член Координационного
совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ,
руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ, автор
курса для начальной школы "Шахматы – школе".
Программа опирается на современные достижения педагогики,
психологии, физиологии и нейронауки, с акцентом на новые знания о
нейронных сетях применительно к сфере образования.
В современном образовании возрастает роль и значение
образовательных дисциплин, целенаправленно ориентированных на
системное развитие мышления детей. К ним относятся «Шахматы», поскольку
при правильно организованном процессе обучения присутствует минимальное
количество понятий и материала, который требует запоминания (поэтому
память воспитанников не перегружается), а образовательный процесс
ориентирован на решение занимательных задач и головоломок.
Новейшие исследования подтверждают, что мозг следует поддерживать
в активном состоянии, причем среди ресурсов поддержания мозга в
работоспособном состоянии чаще всего указывается решение головоломок и
шахматы. В курсе «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы
- школе» эти ветви объединены, и в процессе обучения элементам шахмат
задействовано большое количество занимательных шахматных головоломок и
дидактических игр, большая часть которых ориентирована на зону
ближайшего развития учащихся (воспитанников). Эти задач и головоломки
представлены в системе.
Программа «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы
- школе» также учитывает результаты научных исследований в областях
искусственного и эмоционального интеллекта и обретении гибких навыков;
исследований, посвященных соотношению аналитического и холистического
стилей мышления для целей обучения; идеи, заложенные в когнитивистских и
конструктивистских теориях обучения. Все это помогло курсу «Шахматы.
Полный курс для детей - Шахматы», «Шахматы - школе» стать одновременно
строго научно обоснованным и максимально практико-ориентированным.
Программы курса «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы»,
«Шахматы - школе» разработаны на основе федерального государственного
образовательного стандарта с учетом современных концепций и стратегий
развития отечественного образования.
Программы отражают изменения парадигмы современного образования.
В результате:
1) целью обучения становится формирование умения учиться;
2) при организации образовательного процесса происходит сближение
конструктивистского и деятельностного подходов;
3) активность воспитанников становится ключом к достижению целей
обучения — знание выстраивается самими воспитанниками в процессе

познавательной деятельности;
4) процесс обучения рассматривается как целостный акт сотворчества
педагога и воспитанников;
5) большое значение придается созданию условий для достижения
успешности всех воспитанников, а не только самых лучших, при этом основой
успешности воспитанников становится их овладение универсальными
учебными действиями;
6) происходит переориентация на методы обучения, которые
гарантируют становление самостоятельной и творческой личности
воспитанников;
7) не упускаются из виду проблемы здоровьесбережения;
8) самое серьезное внимание уделяется обучению, в фокусе которого
находится решение задач;
9) значимую роль начинает играть обучение, ориентированное на
развитие внутреннего плана действий воспитанников — их фундаментальной
способности действовать «в уме».
Целью Программы «Шахматы» является непосредственно развитие
образного и логического мышления детей. Нефорсированное, поэтапное
развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме» с
помощью здоровьесберегающей «Шахматно-задачной технологии».
Задачи Программа «Шахматы»:

Формировать ориентацию на плоскости, пространственное
воображение;

Развивать основы аналитического мышления;

Расширять возможности памяти;

Проявлять контроль за эмоциями и уважение к партнеру;

Улучшать социализацию замкнутых детей;

Развивать терпение, внимательность и собранность;

Привить детям интерес к шахматам (задача значимая для
досуговой сферы);

Создать у ребенка добротную элементную базу, основу
дальнейшего совершенствования у тех детей, которые решат продолжить
обучение в клубах, секциях и детско-юношеских спортивных школах (задача
значимая для системы спорта).
Прямая и косвенные задачи, которые решает Программа «Шахматы»
Практика подтвердила, что с помощью занятий по технологии курса И.Г.
Сухина оказалось возможным решить и главную задачу — обеспечить
поэтапное развитие у воспитанников способности действовать «в уме»
(значимую для системы образования) — и две косвенные: привить детям
интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы) и создать у ребенка
добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех
детей, которые решат продолжить обучение в клубах, секциях и детскоюношеских спортивных школах (значимую для системы спорта).

Принципы и подходы к формированию Дополнительной
общеобразовательной – общеразвивающей программы «Шахматы».
Используемая в Программе «Шахматы» система дидактических заданий
и игр опирается на следующие дидактические принципы.
Принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в
России — всенародная игра, имеющая уникальные традиции.
Принцип положительного эмоционального фона обучения —
занимательным характером заданий и отсутствием проигравших.
Принцип
наглядности
—
использованием
досок,
фигур,
иллюстрированных учебных материалов.
Принцип доступности — тем, что для каждой возрастной группы
детей подбираются задания соответствующей сложности.
Принцип природосообразности — тем, что шахматы соответствуют
ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Принцип «от простого к сложному» — плавным усложнением
заданий для каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей самый простой ход.
Принцип систематичности и последовательности обеспечивается
тем, что обучение ведется по спирали: после овладения возможностями
первой фигуры на заданиях пятого уровня знакомство с новой фигурой
начинается с заданий первого уровня. Предложенная система подобна
постепенно расширяющейся трехмерной спирали-воронке. Это связано с тем,
что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по сложности фигурой —
слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась бороться ладьей
против слона и слоном против ладьи. После изучения возможностей третьей
фигуры (ферзя) возникает еще большая вариативность в выборе
взаимодействующих друг с другом фигур и т. д. по мере расширения спирали.
Принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно
происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке
спирали и функции уже изученных фигур, изучаются в новых ситуациях.
Подавляющее большинство заданий разработано с соблюдением принципа
единственности решения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.