учебный план 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные основания составления учебного плана.
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 (далее
– МБДОУ) на 2023 — 2024 учебный год является нормативным документом, регламентирующим организацию
образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его специфики, учебно-методического,
кадрового и материально-технического оснащения.
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря
2012 г.;
- Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"»;
- приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы
дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"» (Зарегистрировано в Минюсте России Зарегистрировано в Минюсте России
18 декабря 2020 года, регистрационный № 61573);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО) № 1155 от 17 октября
2013г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России Департамента общего
образования «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» № 08-249 от 28 февраля 2014г.;
- Устав МБДОУ детского сада № 35;
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
детского сада № 35 (далее Программа).
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в
соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной
деятельности детей, не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Программно-целевые основания:
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности
с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывают следующие образовательные области: социально - коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного
процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей –
осуществляется как в виде непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным
выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением
функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией
питания и др.)
Учебный план разработан:
- в соответствии с Программой;
- с учетом рекомендаций и концептуальных положений авторов Федеральной образовательной программы дошкольного
образования
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом образовательных потребностей,
интересов и мотивов воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов, с учетом региональных особенностей, а
также с учетом рекомендаций и концептуальных положений Парциальной образовательной программы дошкольного
образования «СамоЦвет» /О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. Методическое пособие обеспечивает целостность образовательной
работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной
возрастной группы в другую. Реализация содержания данного методического пособия и методических рекомендаций
способствует полноценному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественноэстетическое развитие.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21 (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.01.2021 N 62296);
Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК),
отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные
ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным
муниципальным заданием.
Учебный план МБДОУ на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Всего в 2023 – 2024 учебном
году 37 учебных недель, 2 дня (без учета выходных и праздничных дней). МБДОУ работает в режиме пятидневной рабочей
недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
На 01.09.2023 г. в МБДОУ детском саду № 35 функционирует 9 групп общеразвивающей направленности:
группа раннего возраста (от 2 лет до 3 лет) - 1 группа;
младшая группа (от 3 лет до 4 лет) – 2 группы;
средняя группа (от 4 лет до 5 лет) - 1 группа;
старшая группа (от 5 лет до 6 лет) - 2 группы;
подготовительная к школе группа (от 6 лет до 7 лет) - 3 группы.
Наполняемость групп на 01.09.2023 г. (всего – 342 воспитанник):
с 2 лет до 3 лет – 35 воспитанников;
с 3 лет до 4 лет – 81воспитанников;
с 4 лет до 5 лет – 40 воспитанник;
с 5 лет до 6 лет – 73 воспитанника;
с 6 лет до 7 лет – 113воспитанников.

В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема Программы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность
образования; отражает специфику детского сада; позволяет учитывать специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с Программой в обязательной части учебного плана определено время на образовательную
деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности.
В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми как сквозные
механизмы развития ребенка. Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной
деятельности:
Физическое развитие.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
Физическая культура.
Социально-коммуникативное.
Социализация, нравственное воспитание, развитие общения;
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
Формирование основ безопасности.
Познавательное развитие.
Формирование элементарных математических представлений;
Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
Ознакомление с предметным окружением;
Ознакомление с социальным миром;
Ознакомление с миром природы.
Речевое развитие.
Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка
к обучению грамоте);
Художественная литература;
Художественно-эстетическое развитие.
Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
Конструктивно-модельная деятельность;
Музыкальная деятельность.

Содержание педагогической работы по освоению детьми содержания образовательных областей «Физическое
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие» отражено в расписании занятий. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм
образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками
образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС
ДО, которые наиболее характерны для каждого возраста детей.
Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296), учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
для детей от 2 лет до 3 лет - не более 10 минут;
для детей от 3 лет до 4 лет - не более 15 минут;
для детей от 4 лет до 5 лет - не более 20 минут;
для детей от 5 лет до 6 лет - не более 25 минут;
для детей от 6 лет до 7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группе раннего возраста не более 20 минут;
- в младшей группе не более 30 минут;
- в средней группе не более 40 минут;
- в старшей группе не более 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна;
- в подготовительной группе не более 90 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные
минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Для детей раннего возраста допускается осуществлять непрерывную образовательную деятельность в первую и во
вторую половину дня (по 10 минут).
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и во второй половине дня
после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 минут (старшая группа) – 30 минут (подготовительная
к школе группа) в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся
физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные,
музыкальные занятия и т.п.

В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в
режиме дня различные виды детской деятельности.
Занятия по физическому развитию детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Один раз в неделю
для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Они
проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по
физическому развитию организуется на открытом воздухе.

Виды деятельности
Познавательноисследовательская.
Коммуникативная.
Игровая.

Познавательное развитие

Образовательная область

Учебный план непрерывной образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 35
на 2023 – 2024 учебный год
Непрерывная
образовательная
деятельность
(разделы
программы)

Группа
№1
группа
раннего
возраста

Группа
Группа
№2
№3
старшая младшая
группа
группа

Группа
Группа
№4
№5
подготов средняя
ительная группа
к школе
группа

Группа
№6
младшая
группа

Группа
№7
подготов
ительная
к школе
группа

Группа
№8
старшая
группа

Количество НОД
Формирование
элементарных
математических
представлений
Ознакомление с
окружающим
миром

нед.//год
1 // 34

нед.//год
1 // 37

нед.//год
1 // 37

нед.//год
2 // 74

нед.//год
1 // 37

нед.//год
1 // 37

нед.//год
2 // 74

нед.//год
1 // 37

Группа
№9
подгото
вительн
ая к
школе
группа
нед.//год
2 // 74

1 // 34

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

Развитие
познавательноисследовательско
й деятельности

Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности
взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей.

Коммуникативная.
Восприятие
художественной
литературы и фольклора.
Игровая.

Развитие речи

Речевое развитие

Распределение образовательной деятельности по возрастным группам

Подготовка к
обучению грамоте
Художественная
литература

2 // 68

2 // 74

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

1 // 37

2// 74

1 // 37

-

-

-

1/37

-

-

1/37

-

1/37

Ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей.

Рисование

1 // 34

2 // 74

1 // 37

Лепка

1 // 34

1 // 18,5
1 раз в
2 недели

1 // 18,5
1 раз в
2 недели

Двигательна Продуктивная. Игровая.
Познавательно-исследовательская. Коммуникативная. Музыкальная.
я.
Изобразительная.
Игровая.
Коммуникат
ивная.

Физическое
развитие

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

_

Конструирование

Реализует
ся через
интеграци
ю
непрерыв
ной
образоват
ельной
деятельно
сти; в
совместно
й
деятельно
сти
взрослого
и детей (1
раз в
неделю); в
самостоят
ельной
деятельно
сти детей.

Музыка
Формирование
начальных
представлений о
здоровом образе
жизни

2 // 68

1 // 18,5
1 // 18,5
1 раз в
1 раз в
2 недели 2 недели
1/37
Реализует
ся через
интеграци
ю
непрерыв
ной
образоват
ельной
деятельно
сти; в
совместно
й
деятельно
сти
взрослого
и детей (1
раз в
неделю);
в
самостоят
ельной
деятельно
сти детей
2 // 74
2 // 74

2// 74

1 // 37

1 // 18,5
1 // 18,5
1 раз в
1 раз в
2
2 недели
недели
1 // 18,5
1 // 18,5
1 раз в
1 раз в
2 недели 2 недели
Реализуетс
1/37

я через
интеграци
ю
непрерывн
ой
образовате
льной
деятельнос
ти; в
совместно
й
деятельнос
ти
взрослого
и детей (1
раз в
неделю); в
самостояте
льной
деятельнос
ти детей

2 // 74

2 // 74

1 // 37

2 // 74

2 // 74

2 // 74

1 // 18,5
1 раз в
2 недели

1 // 18,5
1 раз в
2 недели

1 // 18,5
1 раз в
2 недели

1 // 18,5
1 раз в
2 недели

1 // 18,5
1 раз в
2 недели
Реализует
ся через
интеграци
ю
непрерыв
ной
образоват
ельной
деятельно
сти; в
совместно
й
деятельно
сти
взрослого
и детей (1
раз в
неделю); в
самостоят
ельной
деятельно
сти детей.

1 // 18,5
1 раз в
2 недели
1 // 37

1 // 18,5
1 раз в
2 недели
1 // 37

1 // 18,5
1 раз в
2 недели
1 // 37

2 // 74

2 // 74

2 // 74

2 // 74

Реализуется в ежедневной организации жизни и деятельности детей; в части, формируемой участниками
образовательного процесса; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной
деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская.
Коммуникативная. Музыкальная.
Изобразительная. Восприятие
художественной литературы и
фольклора. Трудовая. Игровая.
Познавательно-исследовательская.
Коммуникативная. Музыкальная. Двигательная.
Восприятие художественной литературы и
фольклора. Игровая.

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

Социальнокоммуникативное развитие

Физическая
культура (в физ.
зале/на прогулке)

2 // 102

3 // 111

3 // 111

3 // 111

3 // 111

3 // 111

3 // 111

3 // 111

3 // 111

Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в
самостоятельной деятельности детей.
Трудовая деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и детей. Для детей младшего и среднего
дошкольного возраста через самообслуживание и простейшие трудовые поручения.
Общественно полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания,
элементарного хозяйственно-бытового труда и труда в природе и не превышает 20 мин в день.

Парциальной образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» /О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В.
Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт
развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с.
Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей ежедневно в объеме не более 40% от общего объема Программы:
Ранний возраст (2-3 года) – 90 минут;
младший дошкольный возраст (3-4 года) – 98 минут;
средний дошкольный возраст (4-5 лет) – 102 минут;
старший дошкольный возраст (5-7 лет) – 102 минут.

Итого занятий в неделю / в год

10 / 306

13 / 481

Продолжительность занятий по
СанПиН

10 мин. /
100 мин.

25 мин. / 15 мин. /
325 мин. 150 мин.

10 / 370

14 / 518
30 мин. /
420 мин.

10 / 370

10 / 370

20 мин. / 15 мин. /
200 мин. 150 мин.

14 / 518

13 / 481

14 / 518

30 мин. /
420 мин.

25 мин. /
325 мин.

30 мин. /
420 мин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».