ДООП ЛОГОРИТМИКА 2023

1

Содержание:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка………… ………………….……….3
1.2. Цель и задачи программы……….………………………….13
1.3. Содержание программы……………………………….……14
1.4. Планируемые результаты……………………………………22
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы…………………………...23
2.2. Оценочные материалы……………………………………...25
3. Список литературы……………………………..……..…….28
Приложение (Календарное планирование занятий)……….....30

2

I. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: социально педагогическая.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями
И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение
упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование
движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по
развитию речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для
успешного их развития и обучения.
Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми
дошкольного возраста 5-7 лет, независимо от наличия у них специальных
физических данных.
Актуальность Программы
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у
детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества
детей, имеющих нарушения речи.
Наблюдая за детьми, становится очевидным, что помимо речевых
расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового
восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение
скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического
мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети
физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным
заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Для
некоторых
дошкольников
характерны
недостаточная
сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная
неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения
3

ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены
двигательная память и внимание.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают задач по
развитию психомоторики детей. Наиболее эффективным средством развития
психической и моторной сферы детей дошкольного возраста являются занятия
логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова,
музыки и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий,
на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и
параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение,
способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации
коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его
концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную,
слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на
различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А.
Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Программа
составлена
на
основе
исследований
педагогов
М.Ю.Картушиной, Г. А. Волковой, В. А. Гринер, А.Е.Вороновой, занимающихся
вопросами дошкольной логоритмики.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых
документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных
образовательных организаций:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г.№ 1155);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ»;
- Письмо Минобразования и науки РФ №06-1844 от 11.12.2006 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Письмо Минобразования и науки РФ № 65/23-16 от 14.03. 2000 г. «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706.
Отличительной особенностью данной Программы в свете ее
коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной
деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки,
движения, речи; использование нетрадиционных видов упражнений
(игропластики,
пальчиковой
гимнастики,
игрового
самомассажа…),
информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций,
использование Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать
коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым
повысить его результативность.
Реализация данной программы позволит детям в комплексе развивать речь,
нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную
сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем
социализироваться в школе.
Адресат Программы: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Наполняемость группы до 15 человек.
Особенности возрастных групп детей, которым адресована Программа
Остановимся на особенностях развития ритма и речи, которая лежит в
основе речевого самовыражения.
К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием,
фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого
высказывания и певческой выразительности. Именно в этом возрасте ребенок
переходит от пения «своих мелодий», к пению песен, предложенных педагогом.
К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться
способность к звуковому анализу и синтезу. В пении ребенок начинает различать
5

темп, динами, ритм. К условиям формирования нормальной речи относятся
наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого
общения взрослых с ребенком.
В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период
дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона
речи и пения, одновременно развивается его речевой и вокальный слух —
ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма.
Рассмотрим возрастные особенности психического, физического и
речевого развития детей, которые определяют способы самовыражения ребенка.
Дети от пяти до шести лет (старший дошкольный возраст) уже могут
распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по
содержанию, и интонационно избранной роли. Речь, сопровождающая реальные
отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными,
чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх
становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории,
придуманные образы нередко дети принимают за действительность.
Совершенствуется звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить
шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются интонационная
выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети
используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Дети
могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового пространства; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца. Продолжает
развиваться речь как средство общения. В повседневной жизни, в играх
формируются формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения,
извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Дети учатся решать спорные
вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать,
объяснять.
6

Продолжает развиваться фонематический слухи и определяется место звука
в слове (начало, середина, конец). Дети чувствуют фразировку в песне.
Отрабатывается интонационная выразительность пения и речи.
Развивается умение связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие сказки. Развивается умение составлять рассказы о событиях из
личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам.
Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на
тему, предложенную воспитателем.
К концу года дети приобретают умения объяснять правила игры;
аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника; самостоятельно
составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной
картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без
существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Самовыражение в данном возрасте приобретает новые качественные
характеристики, ребенок выразить возникающие образы различными способами,
в движении, в чувствах и эмоция, в образах и знаках. Ребенок старшего
дошкольного возраста входит в стадию импровизационно-действенного
самовыражения.
Дети седьмого года жизни (подготовительная группа) начинают осваивать
сложные взаимодействия людей в сюжетно-ролевых играх, отражающих
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В
нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою
сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по
всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в
нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой
части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить развитием логического мышления,
массовой информацией, приводящими детские образы к стереотипу.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе. Однако образное мышление преобладает у детей
7

данного возраста. Важно приучать детей проявлять инициативу и
любознательность с целью получения новых знаний. Опираясь на опыт детей и
учитывая их предпочтения, необходимо подбирать наглядные материалы для
самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных
впечатлений.
Дети продолжают содержательно, эмоционально рассказывать об
интересных фактах и событиях, о поучительных случаях из своего детства и
выдуманных историй. Совершенствуется речь как средство общения. Дети
приучаются к самостоятельности ответов и суждений, осваивают формулы
словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение,
неодобрение).
Совершенствуется умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка. Отрабатывается дикция: дети внятно и отчетливо произносят
слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствуется
фонематический слух: дети называют слова с определенным звуком, находят
слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове.
Вырабатывается навык осознанного и уместного употребления слов в
соответствии с контекстом высказывания.
Дети продолжают упражняться в согласовании слов в предложении.
Совершенствуется умение образовывать по образцу однокоренные слова.
Формируется элементарное представление о предложениях, их структуре.
Дети могут правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать
языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если,
если бы, всегда, например). Совершенствуется диалогическая и монологическая
формы речи. У детей продолжает формироваться умение вести
координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть
внимательными и корректными собеседниками.
Развивается умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжает
совершенствоваться умение сочинять короткие сказки на заданную тему и
простые небылицы и загадки.
К концу года дети могут: участвовать в коллективном разговоре: задавать
вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично,
понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете: по сюжетной
картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Самовыражение ребенка в старшем дошкольном возрасте остается
природосообразным, поскольку ребенок еще находится в приближенных к
домашним благоприятных условиях, однако новым приобретением становится
8

активно развивающийся познавательный и интерес и стремление к осмыслению
своей самостоятельной деятельности. У ребенка данного возраста завершается
формирование импровизационно-образного самовыражения и начинает
закладываться импровизационно-логическое самовыражение, которое, при
благоприятных обстоятельствах, может формироваться в условиях начальной
школы.
Основываясь на изложенных положениях можно сделать выводы.
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития основ двигательной,
певческой и речевой активности. Активность детей обеспечивается
самовыражением личности в процессе различных видов деятельности, в процессе
комплексных занятиях по музыке, ритмике и логоритмике.
2. Каждый ребенок проходит стадии самовыражения: старший дошкольник
входит в стадию импровизационно-действенного самовыражения, у детей
подготовительной
группы
активизируется
импровизационно-образное
самовыражение.
3. В специально организованных педагогических условиях у детей развивается
«чувство языка», «чувство музыки», «чувство движения». У ребенка может
создаваться образ движения, образ темпа и ритма, образ ритмоформы, вхождение
в которые позволяет ему самореализоваться в разных направлениях и видах
деятельности.
4. Работа со звучащим словом вызывает у ребенка желание экспериментировать,
самостоятельно ориентироваться в речи, музыке, пении, движении, а это
позволяет ему находить смысл увиденному и услышанному, создавать их образ и
вырабатывать способы выражения себя в слове, в пении, движении.
Объем общеразвивающей Программы 72 часа.
Срок освоения 1 год
Начало занятий ежегодно с 1 сентября, окончание учебного процесса 31 мая.
При распределении разделов программы учитывались основные принципы
дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и
психологические особенности детей. Занятия проводятся в музыкальном зале.
Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
Режим занятий: Занятия проводятся 6 раз в месяц, продолжительность - 30
минут.
Форма обучения: очная.
Наполняемость группы до 15 детей.
Виды занятий: практические занятия, открытые занятия.
9

Форма подведения результатов: открытые занятия, творческий отчет.
Промежуточная аттестация воспитанников проводится 2 раз в год (в декабре и в
мае) в форме открытого занятия для родителей.
Для определения результативности освоения программы разработаны следующие
формы:






журнал посещаемости;
анкетирование родителей;
фото и видеосъемка;
отзывы детей и родителей.
карта диагностики уровня развития

Объем
программы

Форма
обучения

Состав групп

36 часов

Очная

Постоянный,
сформирован в
группы обучающихся
одного возраста

Число
участников
групп
4-15 детей в
каждой группе

Алгоритм учебного занятия.
В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.
Продолжительность занятия может длиться от 25 до 30 минут в зависимости от
возраста детей.
1. Вводная часть составляет примерно 10 % от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего
занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки —
подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке.
Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку;
ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с
изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть составляет 70 – 80 % времени занятия.
В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа
коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных,
двигательных и речевых упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
10

– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
3.

Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10 – 15

%).
Заканчивается
любое логоритмическое
занятие,
как правило,
упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами
спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети,
отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия,
закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или
информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы
детей на занятии.

Особенно
сти
организа
ции
образова
тельного
процесса

Очно

Методы
обучения и
воспитания

Наглядные:
1) нагляднозрительные: показ
образца движений,
кинофильма, картин;
2) тактильномышечные:
включение различных
пособий в двигательную деятельность
(дуги –воротца).
Словесные:

Формы
организа
ции
образова
тельного
процесса

Формы
организаци
и
учебного
занятия

Педагогические технологии

Группов Практичес
ая
кие
занятия,
просмотр
видеоматериало
в,
концерты,
праздники

Здоровьесберегающие
технологии (самомассаж,
упражнения на развитие
общей моторики
(динамические
упражнения на регуляцию
мышечного тонуса,
ходьба и ориентирование
в пространстве);
артикуляционной,
пальчиковой моторики,
ритмическая и
11

1) краткое описание и
объяснение;
2) пояснение;
3) указание;
4) беседа;
5) вопросы;
6) команды,
распоряжения и
сигналы;
7) образный
сюжетный рассказ;
8) словесная
инструкция.
Практические:
1) игровой;
2) соревновательный
метод.
Метод поисковых
ситуаций (побуждение
детей к творческой и
практической
деятельности);
упражнения;
мотивация.

дыхательная гимнастика,
фонопедические и
оздоровительные
упражнения для горла);
технология игровой
деятельности (речевые,
подвижные, пальчиковые,
ритмические,
коммуникативные игры);
музицирование на
музыкальных
инструментах, пение.
Развитие внимания,
«Гимнастика мозга»,
гимнастика для глаз,
Монтессори-технология
работы в круге,
технология презентаций,
технология
речедвигательной
ритмики и фонетической
ритмики (произношение
гласных звуков);
моделирование.

12

1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель - организация коррекционного пространства в условиях ДОУ,
обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной
сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических
занятий.
Задачи:
•
развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и
бега;
•
формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве,
имитационные движения;
•
развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание,
включая смену движений;
•
учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь
соответственно со звучанием музыки;
•
развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
•
развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
•
развивать мелкую моторику, точность движений;
•
формировать правильную артикуляцию звуков;
•
развивать творчество и инициативу.

1.3. Содержание Программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№
Название раздела, темы
п/п
1 Вводное занятие.
Знакомство с правилами,
атрибутами, элементами
2 Логопедическая гимнастика
3

Пальчиковая гимнастика

4

Чистоговорки

5

Упражнения на развитие общей
моторики,
мышечно-двигательный
и

Количество часов
Формы
всего теория практика аттестации/контроля
Начальная
2
1
1
диагностика уровня
подготовки
Практическое
7
1
6
выполнение
Практическое
7
1
6
выполнение
Выполнение
7
1
6
упражнений
Практическое
11
2
9
выполнение
13

6
7
8

9
10
11

12
13

координационный тренинг
Фонопедические упражнения

Практическое
выполнение
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

8

1

7

Вокально-артикуляционные
упражнения
Песни
и
стихи,
сопровождаемые движениями
рук
Музыкальные игры
Мело- и ритмодекламация

4

1

3

6

1

5

2
3

1
1

1
2

Упражнения
для
развития
мимических
мышц,
эмоциональной
сферы,
воображения и ассоциативнообразного мышления
Коммуникативные
игры
и
танцы
Упражнения на релаксацию

2

-

2

3

1

2

Открытый показ

1

-

1

Практическое
выполнение

Итого

72

11

61

Открытый показ
Практическое
выполнение
Практическое
выполнение

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство, показ и название атрибутов, построения, движений, техника
безопасности.
Практика: Выполнение упражнений элементарных движений, фиксация уровня
выполнения.
2. Логопедическая гимнастика
Теория: Знакомство с видами упражнений, техникой выполнения, показ и
разучивание комплексов упражнений, просмотр видео (артикуляционные сказки)
Практика: Выполнение упражнений для укрепления мышц органов
артикуляционного аппарата (статические и динамические упражнения,
традиционные способы).
3. Пальчиковая гимнастика
Теория: Закрепление названия пальцев, показ и разучивание комплексов
традиционных упражнений.
14

Практика: Выполнение упражнений на координацию движений в мелких
мышечных группах пальцев рук и кистей, выработка умения быстро реагировать
на смену движений.
4. Чистоговорки
Теория: Знакомство с чистоговорками, правилами рифмования.
Практика: Рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание
чистоговорок. Быстрое и многократное повторение слов, трудных для правильной
артикуляции с целью автоматизации и дифференциации звуков.
5. Упражнения на развитие общей моторики, мышечно-двигательный и
координационный тренинг
Теория: Знакомство с названиями упражнений, техникой выполнения,
терминологией. Знакомство с правилами игр, атрибутами, изучение сюжета,
развитие динамического параметра движений.
Практика: Строевые упражнения, образно – двигательные упражнения.
Общеразвивающие упражнения с предметом (погремушки, флажки, платочки).
Общеразвивающие упражнения без предмета.
6. Фонопедические упражнения
Теория: Знакомство с упражнениями для укрепления гортани и привития
навыков речевого дыхания; знакомство с правилами их выполнения.
Практика: Выполнение упражнений на развитие носового диафрагмального
дыхания, стимулирование гортанно – глоточного аппарата, стимулирование
деятельности головного мозга.
7. Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных
и дыхания
Теория: Знакомство с приемами звукоизвлечения; упражнениями для развития
речевого (певческого) диапазона, с вокально-артикуляционными упражнениями,
дыхательными упражнениями.
Практика: Выполнение дыхательных упражнений (в том числе дыхательных
упражнений по системе А. Стрельниковой), упражнений по звукоизвлечению,
вокально–артикуляционных упражнений.
8. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук
15

Теория: Знакомство с правилами разучивания песен и стихов, сопровождаемых
движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха
и речевой памяти, координационного тренинга
Практика: Разучивание песен и проговаривание стихов, сопровождаемых
движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха
и речевой памяти, координационного тренинга.
9. Музыкальные игры, способствующие развитию речи
Теория: Знакомство с музыкальными играми, способствующими развитию речи,
внимания, умению ориентироваться в пространстве.
Практика: Практическое овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия в играх с музыкальным сопровождением.
Узнавание и различение характера музыки, отдельных выразительных средств.
Согласование движения с началом и окончанием музыки, умение ощущать
фразировку, такты, метроритм, интонацию.
10. Мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения
Теория: Знакомство с приемами мело- и ритмодекламации
Практика: Проговаривание или пропевание текстов на фоне ритмического
сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.),
шумовых инструментов, звучания мелодии, может с сопровождением различными
движениями.
11. Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления
Теория: Знакомство с видами эмоций, обсуждение эмоций.
Практика: Выбор детьми нужной эмоции, практическое изображение эмоций
при помощи мимики и жестов, рисование эмоций, подбор синонимов к эмоции,
разыгрывание этюдов с разными психологическими ситуациями.
12. Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения, позитивного самоощущения
Теория: Знакомство с фольклором разных народов, знакомство с движениями
коммуникативных танцев-игр, включающие элементы невербального общения,
смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет).
Практика: Разучивание (выполнение движений) коммуникативных танцев – игр,
развитие музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в
пространстве и т. д.. Открытый показ для родителей и детей детского сада.
13. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения
16

Теория: Знакомство с понятием «релаксация». Знакомство с техниками
визуализации, напряжения - расслабления.
Практика: Выполнение упражнений на расслабление мышц лица, шеи, рук, ног,
всего организма, воздействие на биологически активные точки, дыхательные
упражнения для снятия повышенной возбудимости. Выполнение упражнений,
способствующих развитию умения управлять своим поведением.
Участие в играх для расслабления, играх с чередованием ритмичного дыхания и
дыхания с задержкой; играх с прищепками, играх- «усыплялках», колыбельных.

1.4. Планируемые результаты
Знания и умения, которые должен приобрести обучающийся
в процессе освоения Программы
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения
программы в виде целевых ориентиров:
 Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
 Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ.
 У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная
выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание,
умеет правильно брать дыхание во время пения.
 Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата.
Правильно произносит все звуки родного языка.
 Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в
слоговых рядах, словах, чистоговорках.
 Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на
преодоление двигательного автоматизма.
 Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные
виды ходьбы и бега.
 Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук
и кистей, быстро реагирует на смену движений.
 Ребёнок уважает культуру и традици народов России, родного края, труд
людей.
 Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и
музыкальной деятельности.
17

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для
постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся
динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
В музыкальном зале созданы условия для нормального психосоциального
развития детей:
 спокойная и доброжелательная обстановка,
 внимание к эмоциональным потребностям детей,
 созданы условия для развития и обучения.
Материально-техническое обеспечение Программы
Технический средства:
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Стационарный экран – 1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Аудиосистема – 1 шт.
Методическая литература:
1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. —
М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. —
М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995.
4. Бондаренко И.В., «Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет», М.:
Айрис-пресс, 2009.
5. Замятина Т.А., Стрепетова Л.В. «Музыкальная ритмика», М.: Издательство
«Глобус», 2009.
6. Рымчук Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные
пальчиковые игры. Раннее развитие малыша», Ростов н/Д: Владис: М.:
РИПОЛ классик, 2008.
7. Фонопедический метод развития голоса/методическое пособие для учителей
музыки) В.В. Емельянова
Информационное обеспечение:
- CD-диски с музыкальным сопровождением;
- видеоматериалы;
18

- аудиоматериалы;
- мультимедийные презентации;
- Интернет-ресурсы.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
- Бланки с заданиями по темам;
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых
упражнений;
- Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
Ростовая кукла - 1.
Костюмы зверей – 5 шт.;
Музыкальные инструменты:
колокольчики – 11 шт.,
ложки – 31 шт.,
бубенчики – 2 шт.,
маракас – 2 шт.,
румба – 2 шт.,
бубны – 2 шт.,
барабаны – 5 шт.,
треугольники – 7 шт.
индивидуальные коврики – 25шт.;
Пособия на развитие дыхание,
Ритмические палочки – 48 шт.,
Массажные мячики «Су-джок» - 12 шт.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции
многообразных речевых и неречевых нарушений у детей объединены
педагогические технологии как традиционные, так и инновационные.
К традиционным технологиям относятся:
•
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся
ориентированию в пространстве и коллективе, в право- левостороннем
направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
На занятиях используются следующие виды ходьбы:
•
ходьба по дорожке, с ориентирами;
•
ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;
•
ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;
19

•
ходьба вдоль ориентиров по кругу друг за другом: это готовит детей к
ходьбе в колонну по одному;
•
ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом,
в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок)
ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;
•
ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут
маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;
•
ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и
рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);
•
ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.
Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
•
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети
лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В
содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как
понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.
Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам
«громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим
звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около
него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое
звучание и более сильные взмахи ими над головой
— на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен,
обруч, ленту. Затем упражнения усложняются.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить
общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление,
снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на
уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления
мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования
правильной осанки).
•
Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны
в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они
способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого
аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями
звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный
аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от
органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
20

Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
•
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу
и правильное распределение выдоха.
На логоритмических занятиях используются:
1.
упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2.
выработка продолжительного речевого выдоха,
3.
тренировка
согласованной
работы
дыхательной,
голосовой
артикуляционной систем.

и

•
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В
холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве
профилактики
простудных
заболеваний.
На
занятиях
используются
фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие
голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
•
Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость,
распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую,
моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
•
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
•
Речевые игрымогут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах,
театральные этюды, игры-диалоги и др.
Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки,
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
•
Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа,
метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше
ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
•
Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
21

аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития
певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на
формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса,
артикуляции, дыхания.
•
Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой
моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую
связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук,
мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки,
как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку
несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под
проговаривание текста игры.
•
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение
музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на
занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных
инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек,
наполненных различной крупой,
«звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и
кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
•
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут
быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек),
пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и
воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе,
возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении
настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
•
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения;
обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
•
Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям
относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку,
двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в
которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.упражнения на
словотворчество также входит в эту группу.

22

•
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации
слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену
движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
•
Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия
эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить
занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные
упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная
маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим
определением характера произведения и др.
Инновационные технологии:
•
Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия
излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
•
Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,
•
«Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие
удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого
возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга,
которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности
•
Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.
•
Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики
(произношение гласных звуков)
•
Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др.
технических средств,
•
Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики)
•
Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости)
•
Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы
построений, перестроений, модели, планы)
Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие,
некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на
других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.)
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь
движения с музыкой; включение речевого материала.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен,
хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды
водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п.
Введение
23

слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых
не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим
сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно
усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических
упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной,
музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.
2.2.Оценочные материалы по эффективности занятий
Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз
в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также
способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение
положительного результата.
Карта диагностики уровня развития ребенка
по Программе
Способом определения результативности реализации дополнительной
образовательной
Программы
является
педагогическая
диагностика.
Цель диагностики: выявление уровня состояния неречевых психических
функций и уровень речевого развития детей (начального уровня и динамики
развития, уровень исполнения ритмических, логоритмических и музыкальноритмических упражнений и заданий, эффективности педагогического
воздействия) в процессе логоритмических занятий.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий в условиях
выполнения обычных и специальных подобранных заданий.
Ф.И. ребенка __________________________
Группа

______________________

Параметры

Начало
года

Конец
года

Динамика роста
развития

Слуховое внимание
Восприятие и воспроизведение
ритма
Ориентирование в пространстве
Состояние общей моторики
Состояние мелкой моторики
Эмоциональность
Музыкальность
Творческие проявления
Овладение речью как средством
24

общения и культуры
Обогащение активного словаря в
процессе восприятия
художественной литературы
Развитие детей в процессе
овладения музыкальной
деятельностью
Развитие детей в процессе
овладения театрализованной
деятельностью
Овлаадение двигательной
деятельностью
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. –
2-й элемент:
- .. - 3-й элемент:
--…
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
a. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений
сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,
25


точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой
рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее
– наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводные таблицы «Результаты диагностики
неречевых психических функций и уровень речевого развития». (Приложение №
1)
Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих
образовательных задач:
1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории
каждого ребёнка;
2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией
развития группы;
3. Для отбора методов, приемов и технологий.
4. Для оценивания эффективности занятий.

3. Список литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

26

2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика
работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред.
Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;
032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). СПб.: «Петербург –XXI»,1997.
4. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения.
М.: «ТЦ СФЕРА», 2006.
5. Гавришева Л. Б., Нищева Н.В., Логопедические распевки.
Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2005.
6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая
подготовительная группы. – М.: Академия развития, 2006.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.,
Сфера, 2005.
8. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и
коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и
воспитателей – М.: Аверсэв,, 2004.
9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
10. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей
дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и
Д», 2005.
12. Лопухина И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для
логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
13. Микляева Н.В., Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд.
– М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
14. Овчинникова Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО», 2009.
15. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:
занятия, игры, упражнения/авт. - сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель,
2011. – 204 с.
16. Таран Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ.
СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
27

17. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение,
Владос, - 1995.
18. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений/ - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
19. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей/М.
Н.
Щетинин.
М.:
Айрис-пресс.
–
2007

28

Приложение №1
Примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «ЛОГОРИТМИКА»
Месяц Неделя

Тема недели

1
сентябрь

Развитие речевых процессов

Развитие неречевых функций

Диагностика

2
3

Занятие

Осенняя
ярмарка(садогород)

«Чиполино и его Формирование правильного
друзья»
физиологического и речевого
дыхания.
Развитие глубокого вдоха «Узнай
фрукт, овощ»
Закрепление артикуляции звука
[А]
Развитие мускулатуры щёк:
имитационное упражнение
«Толстячки-Худышки»
Фонопедическая игра «Эхо»
Формировать мягкую атаку голоса
при произнесении гласных

Закреплять умение детей
простымпостроениям
Зрительная гимнастика
«Фруктоваязагадка»
Усвоение понятий «сильно слабо»,как понятий относительно
большей или меньшей силы
мускульного
напряжения.
Закрепление умения детей
определятьпространственные
отношения.
Закрепить в речи наречия:
вверху,внизу.

29

4

Ранняя осень
(деревья,
грибы,ягоды,
цветы).

«В гостях у
Лесовичка»

Укрепление дыхательной
Учить детей определять
мускулатуры. Выработка плавного пространственные отношения.
длительного выдоха, направленной Закрепить в речи наречия:
воздушной струи «Осенние
влево,вправо, около, рядом.
листочки»
Зрительная гимнастика «По ягоды»
Закрепление артикуляции звука
[У].

30

Игра «Эхо» АУ – тихо, громко.

октябрь

1

«Откуда хлеб
пришёл?»

«Праздник
каравая»

Закреплять умение ходить с
согласованными движениями рук и
ног.

Отработка произношения
свистящих звуков «Ветер свистит»
Формирование правильного темпа Учить правильно выполнять
речи «Мелит мельница зерно»
самомассаж лица.

Вырабатывать умение делать язык Координация речи и движения –
упражнение «Каша»
широким и удерживать его в
расслабленном состоянии.
Игра «Ложкари» - учить выделять в
«Блинчик»
музыке неожиданный акцент и давать
Закрепление произношения звука ответную реакцию ударом в ложки.
[О]

2

Осень (человек,
одежда, головные
уборы, обувь).

«Осенняя
прогулка»

Развитие просодии - Инсценировка
диалога «Кисонька-мурысонька»
Выработка правильной воздушной Закреплять умение бегать с
согласованными движениями рук и
струи: игра «Сдуй пуговку».
ног.
Отработка правильной
артикуляции звука [Т-Д]
Развитие ориентировки в схеме тела:
«Молоточки»
вверху - внизу,
Логопедическая распевка
«Ботинки»
Игра на координацию речи и
движения «Башмачок»

впереди - сзади, справа слева

Развитие мускулатуры шеи:
имитационное упражнение
Развитие фонематического слуха –
«Кнопочка» (поднимание и опускание
договаривание чистоговорок.
головы с сильным нажатием
Развитие интонационной
подбородка на кулаки).

31

выразительности в диалоге
«Сапожник»
3

Домашние животные,
«Поездка в Артикуляционные упражнения
птицы.
Простоквашино» «Кошечка сердится», «Кошечка
лакает», «Индюк»
Фонопедическое упражнение
«Петушок»
Логопедическая распевка
«Корова»
Работать над четкостью дикции.
Упражнение - игра на развитие
речевого дыхания «Куры, гуси»

4

«Почему
Поздняя осень
медведь зимой
(обобщения).
спит?»
Перелётные птицы,
подготовка животных,
растений к зиме.

Продолжать учить выделять
неожиданный акцент ударом
кулачками «Сапожники»
Учить менять движение в
соответствии с музыкальными
фразами
Зрительная гимнастика «Ослик»
Игра на развитие творческих
способностей и воспитания выдержки
«Гусь»
Упражнение на развитие
пространственных отношений
«Курица и цыплята» - движения

Развитие дыхания по схеме. (нос- Учить плавно переходить от
нос, нос-рот, -рот-нос, рот-рот).
умеренного темпа движения к
быстрому, к медленному.
Театрализация сказки «Три
Зрительная гимнастика «Однажды в
медведя» - воспроизведение
лесу»
высоты звуков, интонации
Выработка силы голоса «Кто кого» «Упражнение на развитие
-упражнение в длительном
кординации, общей моторики «Мы на
произнесении гласных звуков.
лыжах в лес идем»
Регуляция мышечног тонуса «Деревья
в снегу»

5

Животные холодных
и жарких стран.

«Где обедал
воробей?»

Учить детей изменять силу голоса: Гимнастика мозга «Слон»
говорить громко, тихо, шепотом.
Логопедическая распевка «Звери»
32

Пальчикова гимнастика «Две
Чистоговорка с массажем
мартышки»
«Кенгуру» Упражнение на
развитие мимики и
Упражнение на передачу характера
звукоподражания - логопедическая
движения пантомимой «Кто как идет»
песенка «Зоопарк»
Самомассаж тела «Черепаха»
Артикуляционная гимнастика
«Обезьяны»
ноябрь

1

Мой город, моя
страна.
День единства.

«1,2,3,4,5 – по Развивать подвижность языка,
Москве идем способствовать растяжке
гулять»
подъязычной связки – уздечки –
«На лошадке»
Фонопедическое упражнение
«Глобус»

2

Профессии и
инструменты.

«Чем пахнут
ремесла»

Упражнения на развитии координации
«Мы на лыжах в лес идем»,
Зрительная гимнастика «Северное
сияние»
Гимнастика мозга «Ленивые
восьмёрки»

Коммуникативная игра
«Здравствуй друг»

Танец «Хоровод дружбы»

Артикуляционные упражнения
«Маляры»

Ритмическая игра «Молоточки»

«Чей пароход гудит дольше?»развитие длительного выдоха с
произнесением гласного Ы.

Пальчиковая гимнастика «Мы по
городу гуляли»
Игра на развитие пространственных
ориентировок «Иголка с ниткой»

Совершенствование оптикопространственных ориентировок
Учить детей изменять силу голоса: «Ругулировщики» (пререкрестные
говорить громко, тихо, шепотом. движения)
Логопедическая песенка «Повар»

33

3

Неделя добрых дел. «Рукодельница и Развивать умение поднимать
Ленивица» боковые края языка. «Чашечка»

Развитие ритма и темпа движения
«Взбиваем перину»

Формирование длительного
Развитие координации и
плавного выдоха «Буря в стакане», переключаемости движений «Щёлк«Метелица в колодце»
щёлк»
Закрепление артикуляции звука У Пальчиковый самомассаж «Веретено»
Фонопедическое упражнение
«Рукодельница»
4

Моя семья
(дом, мебель,
электроприборы).

«Домовенок Следить за соблюдением единства
Кузя и фиксики» и адекватности речи, мимики,
пантомимики, жестов —
выразительных речевых средств в
игре и в ролевом поведении детей.

Развитие мимической мускулатуры:
имитационные упражнения изображаем добрую маму, старого
дедушку, сердитого папу, грустную
дочку и т.д.;

Пение из мультфильма «Фиксики» Зрительная гимнастика «Наш дом»
- «Телевизор, холодильник»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Развитие зрительной и слуховой
памяти в дидактических играх «Кто
там?», «Кто спрятался?»
декабрь

1

Начало зимы.

«Путешествие с Уточнение произношения гласных Развитие слухового внимания «
волшебной звуков Фонопедическое
Зрительная гимнастика «Падают
снежинкой» упражнение «Свистели метели»
снежинки»
Развитие языкового чутья
Развивать чувство ритма «Мосток»
«Доскажи словечко»
Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой
Развитие орального праксиса –
снежки лепили»
имитационные игры «Замерзли»
34

Закрепление умения перестраиваться
по зрительному сигналу.
2

Спорт.

«Вместе весело Развитие мимики «Настроение»
шагать»
Формирование ритмического
рисунка в проговаривании
звукоподражаний «Ку-ку»

Зрительная гимнастика «Снегснежок»
Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»

Имитационные игры «На лыжах» Упражнение на развитие чувства
ритма и мелкой моторики «Дровосек»
уточнение произношения
шипящих звукоа. Проговаривание
Развитие внимания и ориентации в
чистоговорок со звуком [Ш]
пространстве «Бездомная кукушка»
Фонопедическое упражнение
«Прыжки через нарты»
«Напугаем медведя»
Игра на расслабление и напряжение
мышц «Замерзли-согрелись»
3

Сказки под Новый
год.
Зимующие птицы.

«Птичья
кладовая»

Логопедическая распевка
«Ворона», «Воробьишка»

Гимнастика мозга «Сова»
Фонопедическое упражнение
«Метель» Упражнение на развитие
ритма «Воробьи, воробышки»

Формирование темповой
организации высказывания
«Дятел» -проговаривание в разном
Игра «Зимняя пляска»
темпе.
Пальчиковая гимнастика «Пой-ка,
Упражнение на дыхание «Ворона»
подпевай-ка»

Упражнение на развитие слухового
внимание «Сорока»

35

4

Зима, новогодняя
ёлка.

«Письмо от Деда Развивать реакцию на интонацию
Мороза»
и мимику, соответствующую
интонации. Следить за
соблюдением единства и
адекватности речи, мимики,
пантомимики, жестов —
выразительных речевых средств в
игре и в ролевом поведении детей.

Речевая игра с движением «Снеговик»
Развитие мелкой моторики Су-джок
«Новый год»
Ритмическая игра «Мороз»
Игра на развитие общей моторики
«Ветер
северный»
Танец «Лавата» координация
движений, развитие общей моторики.
Упражнение на расслабление
«Волшебный сон»

январь

КАНИКУЛЫ

1
2

Рождественские
сказки.

«Ух, ух, - едут Продолжать формирование
сани во весь речевого выдоха – произнесение
междометий на выдохе.
дух!»
Зима. Зимние забавы и
развлечения.
Упражнение на звукоподражание
«На санках»

Упражнение на развитие координации
«Зима»
Формирование ритмического рисунка
«Снежки»

Танцевальная композиция «К нам
Фонопедическое упражнение «На гости пришли»
коньках»отработка произношения
Хороводные игры развитие
свистящих звуков, чистоговорки со
координации движений и
звуком [С]
пространственной ориентировки.

3

Зима. Как звери и
птицы зимуют.

«Зимовье»

Развитие речевого дыхания «Кто
стучится»

Упражнение на развитие общей
моторики «Про медведя»
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
36

Проговаривание звукоподражаний Су джок» «Медведь в берлоге»
на выдохе.
Развитие чувства ритма и
воспроизведение ритмических
Логопедическая распевка
«Кормушка»
рисунков «Лиса и зайцы»
Инсценировка сказки «Теремок»
Упражнение на расслабление и
напряжение мышц артикуляции
«Орешки»

4

Неделя науки, знаний
и открытий для
дошколят.

Двигательное упражнение с речью
«Лесные жители»
Упражнение на регуляцию
мышечного тонуса «Нахохлились –
расслабились»

«Очевидное- Развитие речевого дыхания «Счет Коммуникативная игра «Ворота»
невероятное» от 1 до 5 и обратно» на выдохе»
Развитие моторики и координации
Логопедическая игра с элементом «Намотай шнур на палочку»
массажа «Потягушечки»
Совершенствование общей моторики
Инсценировка стихотворения
– разные виды ходьбы и бега.
«Врун» Д.Хармса.
«Хлопай-шлёпай» - веселая
логоритмика

37

февраль

1

2

«Я бы в
Фонопедическая игра «Строим
Строительство
(архитектура в городе, строители пошел дом»
- пусть меня
строительные
Преодоление твердой атаки
научат!»
профессии).
гласных. Пропевание гласных с
повышением и
понижением голоса - упражнение
«Этажи, «Лесенка».

Сказки А.С.Пушкина

«В гостях у
сказки»

Артикуляционная гимнастика
«Маляры»
Упражнение на развитие
речевогодыхания «Буря»
Чтение строки из сказки
навыдохе.
Работа над темпом и ритмом
речи.Проговаривание загадки о
золотойрыбке с одновременным
прохлопыванием.
Речевое упражнение
«Петушок»Фонопедическое
упражнение
«Колосок»

Зрительнач гимнастика «Наш дом»
Песня «Мы в городе родились»)
Пальчиковая игра «Песочный дом»
Ритмическая игра «Молоток»
Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»

Развитие самостоятельности,
инициативности и вразительности в
выборе ролей для инсценировки
знакомых сказок, отрывков
Развитие слухового внимания «Что не
правильно»
Упражнение на координацию речи и
движения «У моря»
Развитие слухового внимания –
слушание - колыбельная из оперы
«Сказка о царе Салтане» Н.РимскийКорсаков

38

3

День Защитника
Отечества. Военные
профессии.

«Три богатыря» Фонопедическое упражнение
«Салют»
Воспроизведение ударного слога
–(та-ТА, ТА-та) «Барабанщик»
Проговаривание чистоговорки
созвуками [Т-ТЬ]
Гимнастика для мышц языка
«Пулемет», «Танк».

Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
Развитие мускулатуры шеи:
имитационное упражнение «Сирена
воет» (повороты головы).
Координация движений рук и ног ,
работа над амплидудой движений
«Марш солдатиков»

39

4

Лес – наше богатство.
«Маша и
Развитие артикуляционного
Животные наших
Медведь
аппарата и мимики «Маша
лесов.
приглашают в артистка»
гости»
Сценка шутка «Лиса и волк» продолжать учить передавать
характер персонажа при помощи
интонации.

Развитие пространственной
координации -закреплять умение
ползать, пролезать, подлезать,
перелезать.
Зрительная гимнастика «Однажды в
лесу»

Координация речи с движением
Логопедическая песенка «Волчий «Мишка»
вой»
Развитие чувства ритма «Что хочет
Маша?»
Формирование длительног
речевого выдоха – счет до пяти,
Игровой массаж тела «Зайка»
добор воздуха – обратный счет»

март

1

Международный
женский день.
Женские профессии.

Воспитание интонационной выра Упражнение на развитие творческой
стельности речи - Игра «Узнай по самостоятельности «Профессии мам»
интонации».
- пантомима
Развитие темпа речи «В гости к
Федосье»

Пальчиковая игра «Мамочка»

Развитие общей моторики и
Развитие высоты голоса - речевая координации движений «Мамины
игра «Гости»
помощники»
Работа над темпом и ритмом речи.
Чтение стихотворения «Март» в
сопровождении металлофона
2

Народное творчество
(фольклор, русская
народная игрушка,
посуда).

«Речевые
посиделки»

Фонопедическое упражнение
«Чайник»
Логопедическая распевка
«Тарелка»

Упражнение на развитие творческого
воображения, общих речевых
навыков «Чайник»

40

Речевая игра с музыкальными
инструментами «Кухонный
оркестр»

Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Развитие пространственной
координации –

Работа над темпом и ритмом речи, Упражнение на развитие слухового
координация речи с движением - внимания , чувства ритма в игре на
ложках «Экосез»
упражнение «Помощники».
Развитие интонационной
выразительности и просодии диалог «Уж ты тётушка, Арина»
Развитие речевого дыхания при
проговаривании скороговорок.

3

Неделя игры и
игрушки.

«Веселая
карусель»

Воспитание силы выдоха «Заведи Зрительное упражнение «Юла»
вертушки»
Совершенствование способности
Воспитание шепотной речи при
различать замедление, ускорение
проговаривании потешек.
музыкального темпа, параллельно
выполняя упражнения на построение
Формирование темповой
«круг» - игра «Карусели»
организации высказывания
«Проговори скороговорку в разном Игра на развитие чувства ритма и
темпе»
моторику «Музыкальные кубики»
Имитационная игра
«Дудочка»(высоко-низко)
Попевка «Качели»

Упражнения регулирующие
мышечный тонус «Тряпочные куклы,
заводной зайчик, солдатики»

41

4

Ранняя весна.
Пробуждение
природы.

«Как мы весну Логопедическая распевка
искали»
«Подснежник»
Упражнение на развитие
направленной слабой воздушной
струи «Запускаем кораблики»
Уточнение произношения
согласного [Л]
Фонопедическое упражнение «В
лесу весной»
Выразительное загадывание
загадок по теме

Коммуникативная игра «Собирайся
детвора»
Зрительная гимнастика «Сосулька»
Пальчиковая Су-джок «Чтож ты ёж
такой колючий»
Музыкальный этюд «Сосулька»регуляция мышечного тонуса.
«Пружинки-прыжки» - веселая
логоритмика – дифференциация
движений.

Воспитание интонационной
выразительности – проговаривание
предложения «Весна пришла» с
разной интонацией.
5

апрель 1

Книжкина неделя.
Библиотека.

Я вырасту здоровым!

«Театральная Продолжать работу над четкостью
мастерская» дикции, интонационной
окрашенностью речи в сценкахшутках, играх-диалогах.

«Веселая
зарядка»

Совершенствование умения
выполнять разнообразные образноигровые движения - пантомима «Где
мы были мы не скажем»

Развитие тембровой окраски и
высоты тона. Чтение сказки
Чуковского «Путаница» (дети
произносит только
звукоподражания).

Упражнение на развитие слуховго
внимания - Зрительная гимнастика
«Театральные кулисы»

Развитие плавного речевого
выдоха – проговаривание на
выдохе междометий от 1 – до 5.

Зрительная гимнастика «Будь
здоров!»

42

Логопедическая песенка «Очки для Пальчиковая гимнастика «Вот
Леночки»
большой смешной толстяк»
«Наши малыши здоровы» формирование эмоциональной
окраски речевого высказывания.

Оздоровительный самомассаж лица
«Превращения».
Развитие мимической мускулатуры и
слухового внимания «Мы умеем
улыбаться, мы умеем огорчаться»
Упражнение на внимание и
координацию «Топаем-хлопаем»

2

Космос.
Моя планета.

«Собирайся Фонопедическое упражнение
детвора – в «Ракета»
космос нам
Уточнение произношения
лететь пора!»
согласного [Р] имитационная игра
«Заведи мотор». Проговаривание
чистоговорок со звуком [Р]

Музыкально-ритмическая композиция
«Волшебный цветок» - перестроения,
Подвижная игра «Звёздочки»
Зрительная гимнастика «Ракета»

Упражнение на координацию речи
с движением «Полет»
3

Я - житель планеты
Земля.
(22.04. –
Международный день
Земли)

«Путешествие с Логопедическая распевка
капелькой» «Прогулка»
Фонопедическое упражнение
«Глобус»
Русская народная закличка
«Солнышко» ритмическая
организация высказывания,
развитие интонационной
выразительности

Игра на совершенствование у детей
способности различать замедление,
ускорение музыкального темпа
«Капель»
Музыкальный этюд «Цветок»
регуляция мышечного тонуса
«Хоровод дружбы» - развитие
пространственных ориентировок и
координации реч с движением.
43

4

Весна. Прилёт птиц.
Сельскохозяйственные
работы (труд человека
весной).

«Весенняя
уборка»

Развитие речевого дыхания проговаривание двустишия на
одном выдохе.
Упражнение на развитие дикции
исполнение песенки «Кап-кап»
Проговаривание чистоговорок на
дифференциацию звуков [Р-РЬ]

Зрательная гимнастика «Жаворонок»
Развитие зрительного внимания
«Найди отличия»
Ритмическая игра- массаж ног «Домик
птичкам мастерим»
Совершенствование выразительности
движений
К стихотворению «Ну , весна, как
дела?»

май

1

День Победы.

«На параде»

Фонопедическое упражнение
«Салют»
Артикуляционная гимнастика
«Парад»

Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое
эхо) Пальчиковая гимнастика «Атыбаты» Упражнение на развитие
координации «Самолет»

Речевая игра «Барабанщик»
выделение музыкальных фраз с
Исполнение песни без слов с
поговариванием соответствующих
изменением слогов – развитие
слогов [та-та-та, да-да-да]
слухового внимания и музыкального
соблюдая ритмический рисунок.
метра

2

Весна. Времена года «День рождения Проговаривание чистоговорок со
всеми звуками.
(обобщение).
МухиСезонные изменения.
Цокотухи»

Двигательное упражнение «Муравьи»
со сменой направления.

44

3-4

Фонопедическое упражнение
«Колокольчики будили».

Пальчиковая игра с
массажем «Гусеница»

Инценировка отрывка из сказки
«Мухо-цокотуха» – воспитание
инициативности, творческой
активности.

Координация речи с движением
«Пчелы и мишки»
Игра на развитие мышечного тонуса
«Мотыльки»

Диагностика

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».