ДООП робототехника 5-7 года

Содержание
I

Целевой раздел Дополнительной общеобразовательной –
общеразвивающей программы «Робототехника»

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1 Цели и задачи программы

4

1.1.2 Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы

4

1.1.3

Педагогические принципы

1.1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
1.2

II
2.1

5
6

Планируемые результаты освоения Дополнительной общеобразовательной – 7
общеразвивающей программы «Робототехника»
Содержательный раздел Дополнительной общеобразовательной – 10
общеразвивающей программы «Робототехника»
Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, 10
методов и средств реализации Дополнительной общеобразовательной –
общеразвивающей программы «Робототехника»

2.2

Учебный план

12

2.3

Календарный учебный график

13

2.4

Тематический план

13

III

Организационный раздел Дополнительной общеобразовательной –
общеразвивающей программы «Робототехника»
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
Дополнительной общеобразовательной – общеразвивающей программы
«Робототехника».
Формы организации учебных занятий
Методы обучения
Материально-техническое оснащение, оборудование.

21

3.1
3.1.1
3.1.2
3.1.3

21
21
21
22

3.2
3.3

Виды и формы контроля

Формы работы с родителями

24
24

3.4

Методическая и учебная литература

25

2

I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Дети всего мира могут общаться на универсальном языке – языке игры. Игрушки,
игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято
называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются
разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье
ребёнка. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В
играх дети развивают свои собственные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства,
интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадется им в руки, поэтому им нужны
для игр безопасные и прочные вещи, и лего-конструкторы дают им возможность для
экспериментирования и самовыражения. Играть с лего-конструктором можно с малых лет, в
целях безопасности взрослый всегда рядом. По мнению специалистов, уже с двух лет у
ребёнка развивается активный интерес к деталям лего-конструктора. Благодаря огромному
разнообразию строительных деталей дети максимально активны во время игры. Они
полностью включаются в игру, им постоянно хочется новых ощущений. Это достигается с
помощью включения яркой выразительной речи взрослого.
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития
индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в
коллективе посредствам работы в группе.
Одной

из

отличительных

особенностей

данной

программы

является

ее

функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов
может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна
разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел
программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и
практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое
решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических
знаний.
Выполнение

практических

работ

и

подготовка

к

состязаниям

роботов

(конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога,
тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках
реализации ФГОС ДО.

3

1.1.1 Цели и задачи программы
Цель: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника
через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и
робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Задачи:
1. Расширять

представление

детей

об

окружающей

действительности,

познакомить с профессией архитектор, инженер-конструктор.
2. Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать
творческую личность ребенка.
3. Способствовать

развитию

программированию,

высоким

интереса

к

технологиям,

технике,
развитию

конструированию,
конструкторских,

инженерных и вычислительных навыков.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать
технические задачи в процессе конструирования моделей.

1.1.2 Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
программы
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной
экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным
комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники.
По последним данным сегодня в мире работают 1 миллион 800 тысяч самых различных
роботов - промышленных, домашних, роботов-игрушек. Век накопления знаний и
теоретической науки сменяется новой эпохой - когда всевозможные роботы и механизмы
заполняют мир. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и
повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей
выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники. Техническое
образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего
поколения к самостоятельной жизни.
Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания
на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной,
познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет
формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к
продолжению образования в учебных заведениях любого типа. Развитие научно4

технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы
происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные,
игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта,
постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для
оптимального решения этих задач.
Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая
направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и
навыков.
Работа с образовательными конструкторами Роботрек, LEGO Education WeDo
позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни
навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость,
организованность, нацеленность на результат.

1.1.3 Педагогические принципы
Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности,
системности, последовательности,

преемственности, индивидуальности, конкретности

(возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного,
существенного в образовательной работе), доступности, результативности.
Для наборов Лего характерны высочайшее качество, эстетичность, необычайная
прочность, безопасность. Конструктор Лего – это занимательный материал, стимулирующий
детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Конструирование из
лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных
наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней.
Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически
неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты для игры. Данная
программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, от 2 до 4 лет. Но любовь к
конструированию, которая закладывается на этих занятиях остаётся с ребёнком на весь
последующий возраст. Не зря говорят, что ЛЕГО любят все от 2 до 99 лет. Отлично
формируется пространственное мышление, ребёнок видит объёмы, формы и цвета. Это
прекрасная основа для развития способностей ребёнка и творческих, и интеллектуальных.
Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное
использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали
современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые,
умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо
прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
5

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны
пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда
дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные
исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду
информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа «WEDO 2 LEGO» научно-технической направленности, модульная,
ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования,
развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует
уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной
мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта
продуктивной творческой деятельности.
Lego WeDo - данный набор включает в себя следующее программное обеспечение:
комплект занятий, посвященных разным темам (интересные механизмы, дикие животные,
играем в футбол и приключенческие истории), книгу для педагога, лицензию на одно
рабочее место. Данная программа использует технологию drag-and-drop, т.е. ребенку нужно
перетащить мышкой необходимые команды из одной панели в другую в нужном порядке для
составления программы движения робота. В комплекте также находятся примеры программ
и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и
расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для
управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем.
Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.
Комплект заданий Lego WeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей,
инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий.

1.1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста
У большого процента детей даже к концу младшего школьного возраста отмечается
недостаточная

сформированность

произвольного

внимания,

произвольной

памяти,

способности к регуляции умственных действий. Подлинное их развитие подменяется
усвоением шаблонных способов действий в стандартных условиях. Поэтому перед
педагогикой стояла задача поиска средств для целенаправленного развития умственных
способностей воспитанников, и прежде всего — внутренних действий. В отечественной
науке разработка проблематики внутренних действий началась благодаря исследованиям Л.
С. Выготского, затем была продолжена А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, П. Я.
Гальпериным и Я. А. Пономаревым. Научный поиск такого новообразования, тренинг
6

которого был бы наиболее важным для ребенка, привел к обнаружению понятия
«внутренний план действий», в дальнейшем переосмысленный и переименованный в
способность действовать «в уме». Эта важная способность была найдена и изучена Я. А.
Пономаревым в результате изучения вопроса, развивается ли в ходе обучения какая-либо
интеллектуальная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений.
Установлено, что развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов
деятельности детей, так как каждый из них требует выполнения операций в определенной
последовательности. Поскольку обучение является источником и движущей силой
умственного развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) и существует жизненно важная
способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в
ходе обучения (Я. А. Пономарев), то следовало найти подходящее средство для ее тренинга.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет. Набор в группу осуществляется
на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой.

1.2 Планируемые результаты освоения Дополнительной
общеобразовательной – общеразвивающей программы «Робототехника»
Целью программы ≪STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА≫
является развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной
деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Под интеллектуальными способностями понимается ≪способность к осуществлению
процесса познания и эффективному решению проблем≫. В соответствии с требованиями
федерального

государственного

стандарта

дошкольного

образования

планируемые

результаты представлены в форме целевых ориентиров. К завершению дошкольного
возраста ребёнок активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми
и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинноследственные связи. Интеллектуальные способности ребёнка проявляются в умении
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей. Ребёнок
склонен наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из
области живой природы, естествознания, математики и т. п. Это проявляется в овладении
способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умении
выбирать себе партнёров по совместной деятельности. Ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

7

В результате освоения программы ребёнок способен проявлять инициативу и
самостоятельность

в

разной

деятельности

—

игре,

общении,

познавательно-

исследовательской деятельности, конструировании и пр.
Ребёнок, осваивающий программу, обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных
образцов, творческих фантазиях и пр. В результате освоения программы ребёнок получает
опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе,

обладает

сверстниками

чувством

и

собственного

достоинства.

взрослыми, дошкольник овладевает

Активно

взаимодействуя

способностью

со

договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
В результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
В конце года дошкольник может знать:
1. технику безопасности при работе с компьютером и образовательными
конструкторами;
2. основные компоненты конструкторов;
3. основы механики, автоматики;
4.

конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

5.

виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные
приемы конструирования роботов;

6. конструктивные особенности различных роботов;
В конце года дошкольник может уметь:
1. самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов, и других объектов и т.д.);
2. создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной
схемы;
3. демонстрировать технические возможности роботов;
4. собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
5. создавать собственные проекты;
6. самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные
знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов и т.д.);
8

7. демонстрировать технические возможности роботов.
В конце года дошкольник может обладать:


творческой активностью и мотивацией к деятельности;

 готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.

9

II Содержательный раздел Дополнительной общеобразовательной –
общеразвивающей программы «Робототехника»
2.1 Описание образовательной деятельности, вариативных форм,
способов, методов и средств реализации Дополнительной
общеобразовательной – общеразвивающей программы «Робототехника»
Суть научно-технического творчества заключается в применении достижений науки
для создания технических изделий, отвечающих заданным требованиям. Базовым методом
технического творчества является конструирование, т. е. создание нового из набора уже
имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время происходит внесение в техническое
творчество элементов проектной деятельности.
Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и
инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного
общества. Если в развитых странах существует множество региональных и национальных
проектов по привлечению детей к научно-техническому творчеству, повышению его
привлекательности и статуса, то в нашей стране с исчезновением системы кружков юных
техников, моделистов и конструкторов детское техническое творчество пришло в упадок. В
настоящее время возрождается система технического творчества детей дошкольного и
младшего школьного возраста с учётом требований времени. Идут инвестиции в создание
детских технопарков. Новые государственные образовательные стандарты требуют
внедрения современных технологий в образовательный процесс. Однако обозначение
проблемы ничего не говорит о том, как же именно должно развиваться техническое
творчество дошкольников и младших школьников.
≪Робототехника≫ является одним из самых востребованных в современном
образовательном

процессе.

Сегодня

дети

с

раннего

возраста

окружены

автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научнотехнического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и
во всем мире.
Истоки робототехники можно обнаружить ещё в античности. В эпической поэме
≪Иллиада≫ Гомер описал служанок, которых бог огня Гефест сделал из золота. Он наделил
их способностью ходить, двигать руками, говорить и сделал ≪разумными≫. А математик и
механик Архит Тарентский за 400 лет до нашей эры якобы сделал искусственного голубя,
который мог летать!
Слово ≪робот≫ придумал в 1920 году чешский писатель Карел Чапек. Он написал
научно-фантастическую пьесу ≪Р. У. Р.≫ о производстве искусственных людей. Сначала
10

они покорно выполняли любую работу, но потом мутировали, восстали и уничтожили
человечество. А в 1941 году Айзек Азимов использовал в рассказе ≪Лжец≫ слово
≪robotics≫ — ≪роботика≫, или уже привычное ≪робототехника≫.
Электроника и информатика, механика и телемеханика, радио- и электротехника, —
на этих и других дисциплинах базируется современная робототехника. Практическое
знакомство в детском саду и начальной школе с такими понятиями, как координаты,
графики, циклы, многозадачность, скорость, мощность и т. п., служит пропедевтикой
дальнейшего изучения математики, физики, программирования и других предметов. Занятия
робототехникой способствуют развитию логического, пространственного, алгоритмического
и эвристического мышления, внимания, памяти, воображения, творческих способностей,
моторики и навыков коммуникации.
Современная робототехника — наука об автоматизированных технических системах
— подразделяется на промышленную, бытовую, авиационную, военную, космическую и
подводную. В каждой из этих областей базовыми являются конструирование и
моделирование.
В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных
технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел).
В ходе работы создаются эскизы, рисунки, чертежи, делаются расчёты.
Видом конструирования является моделирование. При ориентировании на какой-либо
объект или данные о нём создаётся его полное или частичное подобие. Материалы при этом
могут быть самые разные, главное, чтобы модель отражала существенные характеристики
объекта-оригинала, будь то здание, дорога, самолёт или корабль. Наконец, на основе модели
происходит создание макета — миниатюрной копии объекта.
Программа ≪Робототехника≫ включает в себя несколько конструкторов для
изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи,
решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического
перемещения модели до программирования систем управления.
Исследования, проведённые известными отечественными психологами и педагогами,
такими как Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и другие, демонстрируют, что
развитие творческие способностей детей, в том числе в технических дисциплинах,
максимально эффективно происходит на практике, при личном заинтересованном участии
ребёнка

в

достижении

результата.

Поэтому

основу

образовательного

модуля

≪Робототехника≫ составляют прикладные творческие проекты, ориентированные на
создание ситуации познавательного поиска. Ребёнок придумывает робота, собирает его,
11

программирует и в итоге использует вместе со сверстниками и взрослыми для игры, на
конкурсной основе или для демонстрации тех или иных возможностей.
Наборы конструкторов из образовательного модуля ≪Робототехника≫ способствуют
освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными
компонентами электроники, с понятием ≪алгоритм≫; проведению экспериментов с
датчиками движения, расстояния, температуры и др.; совершению первых шагов в
программировании в моделировании собственных роботов.
Конструкторы, входящие в программу, различаются по способу крепления деталей
(гайки, пазы, ≪шипы≫ и др.), классу роботов (мобильные или манипулятивные), а также по
системам управления. В последнем случае выделяют: биотехническиесистемы управления
(командные, т. е. управляемые с помощью кнопок, рычагов и др.; копирующие, с имитацией
человеческих движений; полуавтоматы, с управлением одним органом, таким как рукоятка и
т. п.); автоматизированные (программные, предназначенные для выполнения типовых
операций, и адаптивные, способные подстраиваться под изменяющиеся условия работы);
интерактивные (с возможностью чередования биотехнических и автоматических режимов).
Работа

с

модулем

позволяет

совершенствовать

навыки

логического

и

алгоритмического мышления; сформировать прочную базу для дальнейшего обучения в
области программирования; научить детей собирать дополнительную информацию,
необходимую для дальнейшей работы, и критически её оценивать; планировать, детально
продумывать и моделировать тот или иной процесс (объект) в учебных и практических
целях; уметь находить закономерности, акцентировать внимание на частностях, давать
типовую оценку, схематизировать, применять систему условных обозначений; наконец,
объективно оценивать результат своей деятельности.

2.2 Учебный план
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
Вводное занятие
Знакомство с новым видом конструктора
Волчок
Животные леса
«Три медведя»
Моделирование животных и жилищ леса, фигур
животных по карточкам
Танцующие птицы
По замыслу детей и на примере модели льва, крокодила,
зебры, страуса, бегемота и других животных саванны
Обезьянка барабанщик
Моделирование фигур животных с опорой на рисунки

Количество занятий
Всего Теорети Практи
ческие
ческие
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
1

-

2
1

2
1

1
-

1
1

12

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Итого

Создание моделей любимого животного
Знакомство с джунглями Освоение схемы построения
внешнего вида животных, обитающих в джунглях.
Конструирование по замыслу
Рычащий лев
Порхающая птица
Создание модели животного из конструктора LEGO
WEDO по замыслу детей и на примере модели
обезьяны, птиц и других обитателей джунглей.
Моделирование человеческой фигуры
Моделирование персонажей произведения «Маугли»
Голодный аллигатор
Создание мультипликационного фильма «Приключение
Маши и Степы в Африке».
«В лес-чудес мы поедем с тобой» - моделирование
фантастического
Сани для Дед мороза
Конструирование по замыслу
Пожарная часть
«Там чудеса, там леший бродит» - конструирование
модели чудища по собственному замыслу
Корабль
Сооружение фигур динозавров
Подарок для мамы
Порхающая птица
Красивый мост
Скорая помощь
Постройка машин по образцу
Постройка моделей военных
Ракета, космонавты
Космический корабль
«Робот - самолет» (2 занятия)
"Макет космической станции"
Конструирование по замыслу
Презентация проекта
"Макет космической станции"
Знакомство с тайгой и зоной лесов: создание модели
животного животных зоны лесов
Моделирование животных и жилищ леса
Подготовка к фестивалю "Юный техник"
Проведение фестиваля"Юный техник"
Мост для животных
Исследование космоса.
Мир животных
Свободная тема

1
1

-

1
1

2
1
1
1

1
-

1
1
1
1

1
1
2
2

1
-

1
1
1
2

1

-

1

1
1
2
1

1
-

1
1
1
1

2
2
2
2
1
1
1
2
2
2

1
1
-

2
2
2
1
1
1
1
2
1
2

2
1
2

-

2
1
2

2

1

1

2
2
1
2
1
1
1
69

1
9

2
2
1
1
1
1
1
60

13

0
2 = 60
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0 // 8

1
2
3
4
5
6

0
4
5
5
5
1

0
2 = 60
2 = 60
2 = 60
2 = 60
1 = 30
0 // 10

1
2
3
4
5
6

4
5
5
5
4
0

1 = 30
2 = 60
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0 // 9

Декабрь

Февраль

2
5
5
5
5
0

5
5
5
5
0
0

2 = 60
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0
0 // 8

Март

Дни

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6

5
4
5
5
3
0

2 = 60
1 = 30
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0 // 9

1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6

2
5
5
5
5
0
0
4
4
5
5
1

0
2 = 60
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0 // 8
0
1 = 30
1 = 30
2 = 60
2 = 60
1 = 30
0 // 7

Апрель

Неделя

0
0
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0 // 6

Май

Месяц
Сентябрь

4
5
5
5
3
0

Ноябрь

1
2
3
4
5
6

Октябрь

2.3 Учебный график

Январь

Итого:
1
2
3
4
5
6

0
0
5
5
5
0

69 = 2070

0
0
2 = 60
2 = 60
2 = 60
0 // 6

14

2. 4 Тематический план
Тема

СЕНТЯБРЬ
Вводное занятие

Знакомство с
новым видом
конструктора

Цели

Оборудование

Кол-во
теоре
тичес
ких
занят
ий

Введение. (Знакомство с
конструкторами,
организация рабочего
места. Техника
безопасности).
Введение детей в
роботехнику с помощью
Лего WEDO

Конструкторы
Лего WeDo 2

1

Кол-во Предполагаем
практ ый результат
ически
х
занят
ий

Робототехнич
еский
конструктор с
программным
обеспечением
Конструкторы
Лего WeDo 2

2

Дети
знакомятся с
новым для них
видом
деятельности.
Познакомиться
с программным
обеспечением

Волчёк

Показать новые детали
схемы. Развивать
мелкую моторику рук и
навыки
конструирования.

Животные леса

Знакомство с тайгой и
зоной лесов: создание
модели животного из
конструктора LEGO
WEDO по замыслу
детей на примере
модели медведя,
лягушки, зайца, крота и
др. животных зоны
лесов
Моделирование
персонажей сказки «
Три медведя»

Роботрек

1

Конструкторы
Лего WeDo 2

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Показать новые детали
схемы. Развивать
мелкую моторику рук и
навыки
конструирования.

Роботрек

2

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечениемУ
меть собирать
модели по
выбору.

«Три медведя»

ОКТЯБРЬ
Моделирование
животных и
жилищ леса,
фигур животных
по карточкам

2

Знать и
понимать
схему
Работа с
программным
обеспечением
Знать и
понимать
схему
Работа с
программным
обеспечением

15

Танцующие
птицы

По замыслу
детей и на
примере модели
льва, крокодила,
зебры, страуса,
бегемота и
других
животных
саванны
Обезьянка
барабанщик

Моделирование
фигур животных
с опорой на
рисунки

НОЯБРЬ
Создание
моделей
любимого
животного

Знакомство с
джунглями
Освоение схемы
построения
внешнего вида

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Воспитывать
творческие способности
Продолжать выполнять
задание с предыдущего
занятия. Развивать
мелкую моторику рук и
навыки
конструирования.
Воспитывать
творческие способности
Учить доводить дело до
конца. Развивать
терпение
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность
Продолжать выполнять
задание с предыдущего
занятия. Учить детей
понимать схему.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Воспитывать
творческие способности

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

2

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Роботрек

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Продолжать выполнять
задание с предыдущего
занятия. Учить детей
понимать схему.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Воспитывать
творческие
способности.
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Конструкторы
Лего WeDo 2.
“Модели
животных и
птиц»

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

1

16

животных
обитающих в
джунглях.
Конструировани
е по замыслу

Рычащий лев

Порхающая
птица

Создание
модели
животного из
конструктора
LEGO WEDO по
замыслу детей и
на примере
модели
обезьяны, птиц и
других
обитателей
джунглей.
Моделирование
человеческой
фигуры

ДЕКАБРЬ
Моделирование
персонажей
произведения «
Маугли»

Голодный
аллигатор

обдумывать содержание
будущей постройки.

программным
обеспечением

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность
Закреплять
представления о видах
конструктора. Развивать
способность
анализировать, делать
выводы
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.

Конструкторы
Лего WeDo 2.
“Модели
животных и
птиц»

1

Уметь собирать
модели по
выбору.

Конструкторы
Лего WeDo 2.
“Модели
животных и
птиц»

1

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

Конструкторы
Лего WeDo 2.
“Модели
животных и
птиц»

1

Конструкторы
Лего WeDo 2.
“Модели
животных и
птиц»

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением
Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.

Конструкторы
Лего WeDo 2.
“Модели
животных и
птиц»

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки.
Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес

Роботрек

2

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением
Знать и
понимать
17

Конструкторы
Лего WeDo 2.

1

1

1

к новому заданию.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Закреплять полученные
навыки.
Создание
Продолжать работу.
мультипликацио Развивать творчество,
нного фильма
фантазию, навыки
«Приключение
конструирования. Учить
Маши и Степы в доводить дело до конца.
Африке».
Воспитывать
усидчивость.
« В лес-чудес мы Показать новую модель.
поедем с тобой»- Вызвать у детей интерес
моделирование
к новому заданию.
фантастического Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Закреплять полученные
навыки. Воспитывать
творческие способности
животного
Сани для Дед
Рассказать детям про
мороза
Новый год. Подвести
детей к постройке
модели саней для Дед
Мороза. Воспитывать у
детей желание помочь.
Развивать
самостоятельность.
Конструировани Учить создавать модель
е по замыслу
по замыслу. Развивать
творческие
способности.
ЯНВАРЬ
Пожарная часть Рассказать о профессии
пожарного. Учить
строить пожарную
машину и пожарную
часть. Выучить телефон
пожарной части
« Там чудеса,
Показать новую модель.
там леший
Вызвать у детей интерес
бродит»к новому заданию.
конструировани Развивать мелкую
е модели чудища моторику рук и навыки
по собственному конструирования.
замыслу
Закреплять полученные
навыки. Воспитывать
творческие способности
Корабль
Закреплять навыки
конструирования. Учить
сочетать в постройке

Схемы.

особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

2

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

1

Роботрек

1

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

Конструкторы
Лего WeDo 2.

1

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

1

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Роботрек

2

Умеет строить
разные модели
самолетов,
18

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Пожарная
станция

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением
Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

детали по форме и
цвету, устанавливать
пространственное
расположение построек
Сооружение
фигур
динозавров

ФЕВРАЛЬ
Подарок для
мамы

Порхающая
птица

Красивый мост

Скорая помощь

Постройка
машин по
образцу
МАРТ
Постройка

умеет работать
в команде,
владеет
навыками
конструирован
ия.
Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Показать новую модель.
Вызвать у детей интерес
к новому заданию.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Закреплять полученные
навыки. Воспитывать
творческие способности

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

2

Рассказать о празднике
8 марта. Воспитывать у
детей
самостоятельность в
выборе подарка. Учить
доводить дело до конца.
Развивать фантазию,
терпение
Познакомить детей с
птицами. Показать
новую модель. Вызвать
у детей интерес к
новому заданию.
Развивать мелкую
моторику рук и навыки
конструирования.
Закреплять полученные
навыки. Воспитывать
творческие способности
Продолжать работу.
Развивать творчество,
фантазию, навыки
конструирования. Учить
доводить дело до конца.
Воспитывать
усидчивость.
Учить строить машину
скорая помощь.
Развивать навыки
конструирования,
мелкую моторику рук
Учить строить машину
по образцу. Развивать
навыки
конструирования,
мелкую моторику рук

Разные типы
конструкторов

2

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

2

Роботрек

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.
Работа с
программным
обеспечением
Знать и
понимать
особенности
схемы.

Легоконструктор
Схемы.

1

Знать и
понимать
особенности
схемы.

Учить строить военные

Лего-

2

Знать и

Конструкторы
Лего WeDo 2.
Схемы.

1

19

моделей
военных
Ракета,
космонавты

Космический
корабль
«Робот самолет» (2
занятия)

"Макет
космической
станции"

Конструировани
е по замыслу

АПРЕЛЬ
Презентация
проекта
"Макет
космической
станции"

машины по образцу.
Развивать навыки
конструирования,
мелкую
Рассказать о первом
космонавте нашей
страны. Учить строить
ракету по карточке,
заранее обдумывать
содержание будущей
постройки, называть её
тему, давать общее
описание. Развивать
творческую инициативу
и самостоятельность
Учить задавать
программу двигателя
постоянного тока для
управления движением
робота.

конструктор
Военная
Легоконструктор
«Космос и
аэропорт»

понимать
особенности
схемы.
1

Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу

Роботрек

2

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее,
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творческую
инициативу и
самостоятельность

Легоконструктор
«Космос и
аэропорт»,
«Технические
модели»

2

Имеет
элементарные
представления
о блоках
лампочек,
сигнальных
устройствах.
Проявляет
творческую
инициативу и
самостоятельно
сть.
Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу

Легоконструктор
«Космос и
аэропорт»,
«Технические
модели»

1

Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу

Закреплять полученные
навыки. Учить заранее,
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творчество,
фантазию, навыки

Легоконструктор
«Космос и
аэропорт»,
«Технические
модели»

2

Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу

1

20

конструирования.
Воспитывать
самостоятельность ,
чувство
ответственности за
результат своей
деятельности в работе
команде
Знакомство с
тайгой и зоной
лесов: создание
модели
животного
животных зоны
лесов

Моделирование
животных и
жилищ леса

Подготовка к
фестивалю
"Юный техник"

МАЙ
Проведение
фестиваля"Юны
й техник"

Закреплять полученные
навыки. Научить детей
самостоятельности в
выборе модели.
Развивать творчество,
фантазию, навыки
конструирования.
Воспитывать
самостоятельность ,
чувство
ответственности за
результат своей
деятельности
Закреплять полученные
навыки. Научить детей
самостоятельности в
выборе модели.
Развивать творчество,
фантазию, навыки
конструирования.
Воспитывать
самостоятельность ,
чувство
ответственности за
результат своей
деятельности
Закреплять полученные
навыки. Учить заранее
обдумывать содержание
будущей постройки,
называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творчество,
фантазию, 1навыки
конструирования.
Воспитывать
самостоятельность ,
чувство
ответственности за
результат своей
деятельности

Конструкторы
Лего WeDo 2.
по замыслу
детей на
примере
модели
медведя,
лягушки,
зайца, крота и
др.

1

Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу

Роботрек

2

Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу

Разные виды
конструкторов
.

2

Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

Воспитывать
самостоятельность ,
чувство

Разные виды
конструкторов
, роботрек

2

Проведение
фестиваля"Юн
ый техник"

1

21

Мост для
животных

ответственности за
результат своей
деятельности. Развивать
уситчивость
Сконструировать мост,
который позволяет
животным безопасно
пересекать дорогу

Разные виды
1
конструкторов

1

Исследование
космоса.

Создание модели для
изучения дальних
планет.

Конструкторы
Лего WeDo 2.

1

Мир животных

Конструирование
любой модели
животного

Разные виды
конструкторов

2

Свободная тема

Конструирование по
замыслу ребенка

Разные виды
конструкторов

1

Развитие
фантазии,
реализация
творческих
идей.
Воспитание
чувства
бережного
обращения к
животным.
Закрепление и
повторение
пройденного
материала
Знать и
понимать
особенности
схемы. Уметь
собирать
модели по
выбору и
замыслу
Уметь собирать
модели по
выбору и
замыслу.

22

III Организационный раздел Дополнительной общеобразовательной
– общеразвивающей программы «Робототехника»
3.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Дополнительной общеобразовательной – общеразвивающей программы
«Робототехника».
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности,
пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и
возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к
конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления,
была создана предметно-развивающая среда:


столы, стулья (по росту и количеству детей);



интерактивная доска;



демонстрационный столик;



технические средства обучения (ТСО) - компьютер;



презентации и учебные фильмы (по темам занятий);



различные наборы LEGO WeDo,Роботрек;



игрушки для обыгрывания;



технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;



картотека игр.

Дополнительная
≪Робототехника≫

общеобразовательная

представлена

наборами

–

общеразвивающая

нескольких

производителей:

программа
≪Bee-Bot≫

(Великобритания), ≪РОБОТРЕК≫ — ≪МRT≫ (Россия–Республика Корея) и конструктор
≪LEGO WeDo 2.0≫, обеспечивающих разнообразие образовательных решений и
позволяющие организовать занятия образовательной робототехникой для достижения
поставленных целей.
ПРОГРАММИРУЕМЫЙ РОБОТ ≪BEE-BOT≫. ≪Bee-Bot≫ — это программируемый
робот, предназначенный для детей от 3 до 7 лет. Роботы ≪Bee-Bot≫ (≪пчёлки≫) прекрасно
подходят для применения в детском саду. Они чрезвычайно популярны и любимы детьми за
простое управление и симпатичный дизайн. Этот яркий, красочный и дружелюбный
маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения!
Рекомендуется использовать игровой комплект, в который кроме ≪пчёлок≫ входят
кубики с нанесёнными на них командами, визуализирующие управление роботами ≪BeeBot≫. С помощью данного набора дети начинают использовать классическое Лого23

программирование. Кубики с командами позволяют проводить занятия и организовывать
игры с несколькими детьми (4–5 человек в группе) всего с одной ≪пчёлкой≫ без потери их
интереса из-за ожидания своей очереди.
≪MY

ROBOT

TIME≫

(MRT.

РОБОТРЕК).

Уникальный

конструктор

по

робототехнике представляет собой набор, комплектация которого рассчитана на несколько
уровней подготовки. От простейших деталей с минимумом электроники, робототехнические
конструкторы MRT предлагают перейти к куда более серьезным наборам, позволяющим
изучать и использовать основы систем управления и программирования. Ребёнок получает
возможность чувствовать себя настоящим изобретателем и собирать модели не только по
инструкции.
Наборы MRT представлены различными конструкторами, с помощью которых можно
организовать коллективную проектную деятельность в детском саду.
Отличительной особенностью конструкторов MRT является наличие деталей, которые
можно присоединять друг к другу с 6 сторон, что расширяет возможности конструирования
—можно придумать и собрать ещё больше различных моделей.
Наборы данной линейки для дошкольников представлены конструктором:
≪РОБОТРЕК Малыш 2≫. Возможность соединения деталей с 6 сторон позволяет развивать
пространственное мышление детей и собирать объёмные модели в разных плоскостях.
Использование контроллеров автономно, но возможно управление от компьютера, которое
реализовано в наборе ≪РОБОТРЕК Малыш 2≫.
Конструктор ≪LEGO WeDo 2.0≫ — это базовый набор, объединяющий конструктор
и программное обеспечение для робототехники. Второе поколение получило новые детали,
микропроцессор ≪СмартХаб≫, улучшенные датчики движения и наклона, а также
беспроводной протокол Bluetooth, что сделало робота автономным. Это предоставляет
неограниченные образовательные возможности для организации игр в детском саду.
Рекомендуется использовать конструктор для детей, уже знакомых с робототехникой и
имеющих опыт конструирования и алгоритмизации. Знакомый принцип LEGO открывает
перед детьми возможности вариативного конструирования, разработки новых моделей и
образов. Все детали совместимы с любым набором LEGO, но детали конструктора ≪LEGO
WeDo≫ имеют уникальный цвет, поэтому детям легко их выделить из общей массы.
Игра с конструктором предполагает новый шаг в освоении робототехники —
освоение азов программирования, умение быстро принимать практические решения,
развитие знаково-символического мышления. Дети быстро осваивают интуитивно понятный
интерфейс конструктора. Набор позволяет работать с детьми как индивидуально, так и в
группе из 2–3 человек.
24

3.1.1 Формы организации учебных занятий
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение
части занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом
той или иной темы.

3.1.2 Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с
привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций,
восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в
процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и
их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при
разработке проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию).
В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен
превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно
индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.
Механизм оценки получаемых результатов:
Осуществление сборки моделей роботов;
Создание индивидуальных конструкторских проектов;
Создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

25

При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки
рисунков, тестирование, опрос.

3.2 Виды и формы контроля
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических
наблюдений, состязаний или выставки роботов.
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, способных
выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах
состязаний.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации
изготовленных детьми роботов.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Годовая нагрузка на ребенка составляет 72уч. часа.
8уч. часа в месяц.
2уч. час в неделю.
Продолжительность

занятий

30

минут

в

старшем

возрасте,

30

минут

в

подготовительной группе.
Механизм оценки получаемых результатов:
Осуществление сборки моделей роботов;
Создание индивидуальных конструкторских проектов;
Создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут
использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки
рисунков, тестирование, опрос.

3.3 Формы работы с родителями.
1. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с
конструктором».
2. Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами».
3. Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
4. Выступления на родительских собраниях.
5. Открытые занятия.
26

6. Семинар-практикум.
7. Фотовыставки.
8. Памятки.
9. Выставки детских работ.

3.4 Методическая и учебная литература
1.

Болотина Л.Р., Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1997. –
240с.

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997.

3.

Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С.
Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4.

Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности
дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

5.

Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Лего). - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г. - 88
с.

6.

Конструируем, играем, учимся: учебное пособие. М., 1996.- 82с.

7.

Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003.

8.

Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох уж эти одарённые дети. Талант и синдром дефицита
внимания: двойная исключительность. СПб.:Речь; М.:Сфера, 2010. – 128с.

9.

Романина В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет. Методическое пособие.
М. 2003. – 134с.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.:Академия. 1996.-336с.
11. Фешина Е.В..Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 144с.
12. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей [Электронный ресурс] – режим
доступа

свободный;

http/xn----8sbhby8arey.xn--plai/index.php/2012-07-7-02-11-

23/kcatalog

13. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. М., 2008.- 168с.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.