ДООП Домисолька

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
620105, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 105, тел. (343)366-87-07
E-mail: dou35ek@mail.ru

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 72-од
от «25» 08.2022г
заведующий МБДОУ
детского сада № 35
_________Н.В.Шушарина

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
№1 от «25» 08.2022г.

Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая программа
Вокальной студии «До-ми-соль-ка»
для воспитанников 5-7 лет
срок реализации 2 года

Составитель программы:
Юдакова Людмила Григорьевна,
музыкальный руководитель
I квалификационной категории

г. Екатеринбург

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………...…………….3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….6
1.2. Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию………...7
1.3. Основные принципы обучению пению…………………………………………………………...7
1.4. Направления образовательной работы……………………………………………………………9
1.5. Целевые ориентиры освоения программы…………………………………………………..….10
1.6. Задачи программы по возрастным группам…………………………………………………......11
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ..................................................................................................13
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5 до 7 лет………….13
2.2.

Приемы обучения пению……………………………………………………………………….14

2.3.

Формы и методы по реализации основных задач Программы ………………………………14

2.4.

Направления работы по совершенствованию голосового аппарата …………………………15
2.5. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности

кружка «До-ми-соль-ка»……………………………………………………………………………….20
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………………………………….61
3.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………………….61
1V.Взаимодействие с родителями по развитию детей...................................................................63
V. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса...........66
VI. Литература………………………………………………………………………………………..73

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОКАЛУ
МБДОУ детский сад №35

Обоснование для разработки программы

1.Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155
2. ФГОС ДО№30384
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к
содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях 2.4.1.3049-1
4. Конвенция о правах ребенка

Цель программы

Развитие

певческих

способностей

детей

в

условиях

дополнительного образования дошкольников
Задачи программы



Развивать музыкальные способности детей и

эмоциональную отзывчивость дошкольников.
Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к
музыке, любовь к русским народным песням и интерес к
песням современных авторов.
3



Совершенствовать певческий голос и вокально-

слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра,
звукового

и

динамического диапазона,

чистоты

интонирования, четкости дикции , подвижности голоса)

навыки

Расширять певческий диапазон.
выразительности

произведений,

Формировать

исполнения

активному выражению

своих

вокальных
чувств и

настроений в пении, сопереживанию.


Привлекать родителей к совместному участию и

поддержке вокального исполнительства дошкольников.

4

Целевые ориентиры и показатели



Наличие интереса

к

вокальному искусству;

эффективности реализации программы

стремление к вокальному творчеству

дополнительного образования

(пение соло, ансамблем, участие в


Импровизациях,

участие

самовыражению
в

музыкально-

драматических постановках);


Петь без напряжения, плавно, легким звуком;

произносить отчетливо слова, своевременно начинать и
заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента


Внимательно

слушать музыку, выраженные в

ней чувства и настроения;


Петь несложные песни в удобном диапазоне,

исполняя их выразительно усиливая и ослабляя звучание);


Воспроизводить и чисто петь общее направление

мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом

5

1.1. Пояснительная записка
1. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей.Благодаря словесному тексту,песнядоступнее
детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в
единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. В
процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует
развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной
гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с
формированием личности ребенка.
Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1
год.
Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами: в программе систематизированы
средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально –
художественной деятельности в процессе обучение детей пению. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это
воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей
детей. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с обучением детей пению. Раскрываются
условия для правильного звучания голоса (певческая установка), которые ускоряют музыкальное развитие детей.

6

1.2. Цели и задачи
Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в

ДОУ.

Задачи:
1.

Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.

2.

Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к

песням современных авторов.
3.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра,

звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
4.

Расширять певческий диапазон.

5.

Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих

чувств и настроений в пении, сопереживанию.
6.

Способствовать пробуждению творческой активности детей.

7.

Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию –

дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
8.

Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.

1.3. Основные принципы обучения детей пению
Программа соответствует следующим принципам:
o

Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению

одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к
7

дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
o

Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и

усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
o

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания,

чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
o

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая

наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение,
мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения
песни педагогом.
o

Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их

заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь
взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение
песни.
o

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически

не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не
наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно
быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

8

1.4. Основные направления образовательной работы вокального кружка.
Задачи:
№
При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом
логические ударения.
Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные
виды
мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса;
выравнивать
его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.
9

1.5. Целевые ориентиры освоения программы:
Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству самовыражению (пение
соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и
заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая
мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляязвучание);
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно
распределяя дыхание;
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные
песни и мелодии.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные
представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее
развитие ребенка. Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы
определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного
процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
10

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы
на городском уровне.
1.6. Задачи программы по возрастным группам
(в сравнении с базовой программой)
Задачи в музыкальной области пение
1. Развивать умение правильно интонировать мелодию.
Задачи базовой программы

Задачи программы дополнительного образования «Доми-соль-ка»

Правильно интонировать мелодию.

- пение без сопровождения.
- пропевание мелодии штрихами легато нон легато и
стаккато.

2. Формировать навык правильно и чётко произносить слова в песне
Произносить отчетливо слова, своевременно начинать и -добиваться округлённости звука, его высокой позиции,
заканчивать песню.

- использовать пение закрытым ртом
-учить детей связному и отчётливому исполнению гласных
в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и
дикции.
11

3. Учить правильному дыханию
Уметь правильно брать дыхание перед началом фразы, -учить брюшному
между фразами, удерживать дыхание до конца фразы

и смешанному типу дыхания. вдох

делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
-после вдоха перед пением следует на короткое время
задержать

дыхание,

выдох

производить

ровно

и

постепенно.
4. Учить петь естественным голосом без напряжения в пределах до(1окт)-ре-до(2окт)
Закреплять

практические

навыки

выразительного - определения ширины диапазона.

исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре - расширять ширину диапазона, исполняя упражнения
второй октавы

полутон за полутоном вверх, и вниз, от (ля малой окт.) –до
ми (2 окт.)

5. Формирование умение стройно петь в ансамбле.
Понимать

основные

моменты

дирижёрского

жеста - учить детей прислушиваться друг у другу

(внимание, начало пения, конец). Уметь петь в ансамбле -соотносить громкость пения с исполнением товарищей,
стройно, одновременно начиная и заканчивая пение. приучать к слаженному артикулированию.
Уметь петь естественным голосом, без напряжения.

-научить выравнивать свои голосовые тембры
- уподоблять свой голос общему звучанию.

12

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста
(от 5 до 7 лет)
У детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои
суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется
способность

активного мышления.

Интенсивно развивается

их

музыкальное восприятие,

оно становится

целенаправленным.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности
развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за
счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь,
естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким
– это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется
диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая
работа позволяет расширить диапазон всех детей (до–ре второй октавы).
Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и
приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и
голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии
песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со
сложным механизмом своего голосового аппарата.

13

2. 2. Приемы обучения пению
1.

Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл,

содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2.

Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия

более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные на предыдущих занятиях.
3.

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить

дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4.

Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять
в них уверенность, но делать это деликатно.
2.3.

Формы и методы по реализации основных задач Программы
Коллективная работа;
Индивидуальная работа с «гудошниками»;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
14

Игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкально-дидактические игры и упражнения;
Концертные выступления;
Участие в творческих городских и международных конкурсах.
2.4.

Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий
собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и
становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование
певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению
следующих задач:
1. Певческая установка.
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус
должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько
наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание.
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён
брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов
пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние
15

рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать
внешне-физиологические признаки дыхания.
Практикойвыработанытриосновныхправилапоформированиюпевческогодыхания:
1)

вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2)

после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3)

выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С

приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно,

непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не
только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию
дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это
служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через
нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом
(через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение,
предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для
продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны
знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и
напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует
предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.
16

3. Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно,
красивым, округлённым и ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится
узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения.
Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость
округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой
позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе
над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать
работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный
способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от
речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение
присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с
наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть
17

певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и
мягкого нёба.
Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка,
отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц
мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «»Д»
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность
или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа
(ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном
темпе и с умеренной силой звучания.
5.Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего
регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона
следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений
расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
18

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению
ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет
выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные
упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание,
определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне,
ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе
разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый
аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью
специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением
товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала
и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры,
уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
19

Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей
пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
2.5. Учебно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности вокального кружка
№ занятий

задачи

Репертуар

Месяц Сентябрь
Тема:
«Диагностика певческих способностей» Работа над песней «Петь приятно и удобно» Л. Абелян
№1-2

- устранять напряжение и скованность шеи, языка,

Артикуляционная

губ.

гимнастика.

- развивать выразительную дикцию.

Распевка.

«Мой язычок» - зарядка.

- исполнять песню на слоги «Ля».

«Дождик,дождик»

- учить чувствовать свой голос и играть с ним.

Г.Науменко

развивать чувство ритма.
Развивающие игры с голосом.

- разучивание 1 куплета

«Кошка» Г. Сапгир.

- петь легко, не форсируя звук своевременно начинать «Имена»
Речевые ритмо -

и заканчивать

«Петь приятно и удобно»

интонационные игры.

- развивать выразительную дикцию

Л.Абелян

Усвоение певческих навыков

-устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
20

№3-4
Артикуляционная

-устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ. «Мой язычок» - зарядка.

гимнастика.

- продолжать развивать выразительную дикцию.

Распевка.

- исполнять песню на слоги «Ле».

« Дождик, дождик»

- учить чувствовать свой голос и играть с ним.

Науменко

- развиватьчувстворитма.
- развиватьвыразительнуюдикцию
Развивающие игры с голосом.

- пениенаслог «ля»

«Цветочек»

Речевые ритмо -

«Имена».

интонационные игры.

«Что ты хочешь кошечка?»

Усвоение певческих навыков
№ 5-6

- устранять напряжение и скованность шеи, языка,

Артикуляционная

губ.

гимнастика.

- разогреть мышцы дыхательного аппарата.

«Мой язычок» - зарядка.

21

- продолжать развивать выразительную дикцию.
«Дождик, дождик» Г.
Науменко

Распевка.
Развивающие игры с голосом.

- расширять диапазон речевого и певческого голоса.

Речевые ритмо -

- развивать чувство темпа.

интонационные игры.

- учить петь по фразам, цепочкой, про себя и вслух.

«Лягушонок» И.Токмакова.

- развивать выразительную дикцию.
Усвоение певческих навыков

«Имена».

Песенное творчество- учить

«Петь приятно и удобно»

импровизировать отдельные

Л.Абелян

фразы
№7-8
Артикуляционная

- устранять напряжение и скованность шеи, языка,

гимнастика.

губ.

«Мой язычок» - зарядка.

- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
Распевка.

- расширять диапазон речевого и певческого голоса.

«Дождик, дождик» Г.
22

Науменко
- развивать чувство темпа.
Развивающие игры с голосом.
Речевые ритмо -

- учить петь по фразам, цепочкой, про себя и вслух.

интонационные игры.

- развивать выразительную дикцию

«Лягушонок» И.Токмакова.

Усвоение певческих навыков

«Имена».

Песенное творчество- учить

«Петь приятно и удобно»

импровизировать отдельные

Л.Абелян

фразы
Месяц ОКТЯБРЬ
Тема: Работа над песней
«Я красиво петь могу» «Петь приятно и удобно» Л.Абелян
№9-10
Артикуляционная

- разогреть мышцы дыхательного аппарата.

Упражнение «Больной
зуб».

гимнастика.
- развивать выразительную дикцию.
Распевка.

- исполнять песню на слоги «Ля- Ле»

«Лесенка» Е. Тиличеевой
23

- учить чувствовать свой голос и играть с ним.
Развивающие игры с голосом.

- развивать чувство ритма.

Речевые ритмо -

- песенное творчество- учить импровизировать

интонационные игры.

отдельные фразы

«Кошка» Г. Сапгир.

«Имена»

Усвоение певческих навыков
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фразы
№11-12
Артикуляционная

- устранять напряжение и скованность шеи, языка,

Дождик, дождик» Г.

гимнастика.

губ.

Науменко

- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
«Имена».

Распевка.
- продолжать развивать выразительную дикцию.

24

Развивающие игры с голосом.

- исполнять песню на слоги «Ля-Ле-Ли»

«Как тебя зовут?»

- учить чувствовать свой голос и играть с ним.
Речевые ритмо -

- развивать чувство ритма.

«Петь приятно и удобно»
Л. Абелян

интонационные игры.
Усвоение певческих навыков-знакомство и

Усвоение певческих навыков

разучивание 1 куплета.
- учить импровизировать отдельные фразы
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фразы
№13-14

- устранять напряжение и скованность шеи, языка,

Дождик, дождик» Г.

Артикуляционная

губ.

Науменко

гимнастика.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Распевка.

развивать выразительную дикцию.

«Имена».

- закреплять умение импровизировать мелодии к
Развивающие игры с голосом.

отдельным музыкальным фразам.
учить чувствовать свой голос и играть с ним.

«Как тебя зовут?»
25

- развивать чувство ритма.
Речевые ритмо интонационные игры.
- учить петь по фразам, цепочкой, «про себя и вслух»
Усвоение певческих навыков

развивать выразительную дикцию «язычок» - зарядка.
«Петь приятно и удобно»
Л. Абелян

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фраз
№15-16
Артикуляционная

- устранять напряжение и скованность шеи, языка,

гимнастика.

губ.

«Жучка и кот»ч.н.п

- разогреть мышцы дыхательного аппарата.продолжать развивать выразительную дикцию.
Распевка.

- закреплять умение импровизировать мелодии к

«Лесенка» Телечеевой

отдельным музыкальным фразам.
- исполнять песню на слоги ЛЯ-Ле-ЛИ

Развивающие игры с голосом.

- учить чувствовать свой голос и играть с ним.

«Кошка» Г. Сабгир

- развивать чувство ритма.

«Имена»
26

Речевые ритмо интонационные игры.

- учить импровизировать отдельные фразы

« Я красиво петь могу»

Усвоение певческих навыков

«Петь приятно и красиво»

Песенное творчество- учить

Л.А.Абелян

импровизировать отдельные
фраз
ноябрь
Тема: Работа над песней
«Осенние дорожки»В.Орлов
№17-18
Артикуляционная

- формировать и развивать подвижность голосового

«Путешествие язычка» -

гимнастика.

аппарата.

зарядка.

- снятие напряжения артикуляционных мышц -

Упражнение «Собачке

языка, губ, щек, неба.

жарко».

- упражнять в чистом интонировании поступенных и
Распевка.

скачкообразных движений мелодии.
- развивать интонационный и фонематический слух,

«Три синички» Р.н.п

пропеть песенку когдазаболел, и когда выздоровел
петушок.
27

Развивающие игры с голосом.

«Ку-ка-ре ку»
- развивать чувство тембра.

Речевые ритмо -

- знакомство с песней, разучивание мелодии,пение

интонационные игры.

по фразам.

«Петушок»

«Дождик» закличка

Закрепление пройденного материала, пение по
Усвоение певческих навыков

желанию детей

«Осенние дорожки» В.

- развивать творческую инициативу в

Орлов

самостоятельной деятельности

«Я красиво петь могу», «
Петь приятно и удобно» Л.
Абелян

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

«Снежок»Бырченко

фраз

№19-20
Артикуляционная

- формировать и развивать подвижность голосового

«Путешествие язычка» -

гимнастика.

аппарата.

зарядка.

- снятие напряжения артикуляционных мышц -

Упражнение «Собачке

языка, губ, щек, неба.

жарко».
28

- продолжать развивать выразительную дикцию.
Распевка.

- удерживать в музыкальной фразе интонацию на
одном звуке.

«Три синички» Р.н.п

- развивать интонационный и фонематическийслух,
Развивающие игры с голосом.

пропеть песенку когда заболел,и когда выздоровел
петушок. «Ку-ка-ре-ку

«Петушок»

- развивать чувство тембра
Речевые ритмо -

- разучивание мелодии, пение по фразам.

интонационные игры.

Чисто интонировать мелодию, закрепление

«Дождик» - закличка

пройденного материала, пениепо желанию детей.
«Осенние дорожки» В.

Усвоение певческих навыков
- развивать творческую инициатив в

Орлов «Я красиво

самостоятельной

петь могу», «Петь приятно и

деятельности

удобно»Л.
Абелян

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

«Снежок» Бырченко

фраз.
29

№21-22
Артикуляционная

- формировать и развивать подвижность голосового

«Путешествие язычка» -

гимнастика.

аппарата.

зарядка

- снятие напряжения артикуляционных мышц -

Упражнение «Собачке

языка, губ, щек, неба.

жарко».

- учить петь выразительно в разном темпе.
Распевка.

-пение закрытым ртом.
- развивать интонационный и фонематический слух.

Развивающие игры с голосом.

«Добрый день»

- формировать естественное звучание голоса.
- разучивание мелодии, пение по фразам.

«Три синички» Р.н.м

Речевые ритмо -

Чисто интонировать мелодию, закрепление

«Петушок»

интонационные игры.

пройденного материала, пениепо желанию детей.

«Дождик» - закличка.

Усвоение певческих навыков

- развивать творческую инициатив в
самостоятельнойдеятельности.
«Осенние дорожки» В.

Песенное творчество- учить

Орлов «Я красиво

импровизировать отдельные

петь могу», «Петь приятно и

фраз.

удобно»Л.
Абелян
«Снежок» Бырченко
30

№ 23-24
Артикуляционная

- формировать и развивать подвижность голосового

«Путешествие язычка» -

гимнастика.

аппарата.

зарядка.

- снятие напряжения артикуляционных мышц языка,

Упражнение «Собачке

губ, щек, неба.

жарко».

- продолжать развивать выразительную дикцию.
Распевка.

- закреплять умение импровизировать мелодии к
отдельным музыкальным фразам.

«Добрый день»

- удерживать в музыкальной фразе интонацию

«Три Синички»

- расширять диапазон речевого и певческого голоса.
Развивающие игры с голосом.
- формировать естественное звучание голоса.

«Медвежата» О. Громовой

интонационные игры.

- работа над художественным исполнением

«Дождик» закличка

Усвоение певческих навыков

песенного материала.

Речевые ритмо -

- самостоятельная импровизация мелодий

«Осенние дорожки» В.

Песенное творчество- учить

Орлов «Я красиво

импровизировать отдельные

петь могу», «Петь приятно и

фраз.

удобно»Л.
31

Абелян
«Снежок» Бырченко
Декабрь
Тема: Работа над песней «Новогодняя песенка»
№ 25-26
Артикуляционная

- формировать и развивать подвижность

гимнастика.

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц -

«Колыбельная»
«На травке» Тютюнникова Т

языка, губ, щек, неба.
- закреплять умение импровизировать мелодии к
Распевка.

отдельным музыкальнымфразам.
-продолжать учить петь легко, без форсирования

Развивающие игры с голосом.

«Медвежата» О.Громовой

«Телеграф»

звука, с четкой дикцией.
-учить управлять своим голосом с помощью

Разучивание «Новогодней

Речевые ритмо -

дыхания и артикуляции.

песенки»

интонационные игры.

- формировать интонации радости и удивления.

1 куплет.

- разучивание
32

Усвоение певческих навыков
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фраз.
№ 27-28
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Гармошка» З. Репина

- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
дикцию.
- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным фразам.

Распевка.

«На травке» Т.Тютюнникова

- упражнять в точной передаче
ритмического рисунка.
учить управлять своим голосом с помощью

Развивающие игры с голосом.

дыхания и артикуляции.
- продолжать формировать интонации

Речевые ритмо интонационные игры.

«Медвежата» О. Громова
«Телеграф» К.Чуковский

радости и удивления.
- продолжать развивать выразительную

Разучивание «Новогодней
33

дикцию.
Усвоение певческих навыков

- отличать на слух правильное и

песенки»
Пение по желанию ребят

неправильное пение товарищей.
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

- закреплять умение чисто интонировать
мелодию песни.

фраз.
№ 29-30
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

«Гармошка» З. Репина

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

«Бубенчики» Т. Тиличеева

дикцию.
- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным
фразам.
- учить управлять своим голосом с

Развивающие игры с голосом.

« Медвежата» О.Громовой

помощью дыхания и артикуляции.
- продолжать формировать интонации

«Кислые стихи» А.Фройденберг
34

Речевые ритмо интонационные игры.

печали.
- продолжать развивать выразительную
дикцию.

Усвоение певческих навыков

«Новогодняя песенка»
исполнение по желанию

- упражнять в точной передаче
ритмического рисунка.

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

- закреплять умение чисто интонировать
мелодию песни.

фраз.

№ 31-32
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

«Гармошка» З.Репина

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц – языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

«Бубенчики» Е. Тиличеева

дикцию.
- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным
35

фразам.
- отчетливо произносить гласные в словах,
согласные в конце слов.
«Оловянный солдатик» О.
Развивающие игры с голосом.

-учить управлять своим голосом с

Громовой

помощью дыхания и артикуляции.
- продолжать формировать интонации

Речевые ритмо–

«Кислые стихи» А.Фройденберг

печали.

интонационные игры.

- продолжать развивать выразительную
Усвоение певческих навыков

дикцию.

«Новогодняя песнка»
«Тик-так»

- упражнять в точной передаче
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

ритмического рисунка.
- учить петь выразительно, передавая
шуточный характер песни.

фраз.
Январь
Тема: Работа над песней
«Зимняя сказка»
№ 33-34
Артикуляционная
гимнастика.

Шаинский, «Песенка ребят»
- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Веселый пятачок» зарядка

- снятие напряжения артикуляционных
36

мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
Распевка.

«Бубенчики» Тиличеева

дикцию.
- закреплять умение импровизировать

«Чудо-лесенка» Тиличеева

мелодии к отдельным музыкальным фразам
-продолжать учить петь выразительно,
Развивающие игры с голосом.

меняя динамические оттенки.
- учить формировать непринужденность

Речевые ритмо–
интонационные игры.

звукообразования.
- продолжать формировать интонации
настроения.

Усвоение певческих навыков

импровизировать отдельные
фраз.

Емельянов

- продолжать развивать выразительную
дикцию.

Песенное творчество- учить

«Воет вьюга, поет песню» Е.

- развивать эмоциональную отзывчивость

«Зимняя сказка»
Пение песен из мультфильмов

на песню игрового характера.
- закреплять умение чисто интонировать
мелодию песни.

№ 35-36

- формировать и развивать подвижность
37

Артикуляционная
гимнастика.

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных

«Веселый пятачок» зарядка
«Дрессированные собачки»

мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
дикцию.
Распевка.

- закреплять умение импровизировать

«Ты?где?-acapella
«Чудо лесенка»

мелодии к отдельным музыкальным фразам.
- учить петь легким, не форсированным
Развивающие игры с голосом.

звуком.
- учить формировать непринужденность

Речевые ритмо–
интонационные игры.

звукообразования.
- продолжать формировать интонацию

«Воет вьюга, поет песню» Е.
Емельянов

настроения.
Усвоение певческих навыков

- продолжать развивать выразительную

«Те, кого охватывает страх»

дикцию.
Песенное творчествоучить импровизировать
отдельные фраз.

- упражнять в точной передаче
ритмического рисунка.

«Зимняя сказка»
«Песенка ребят»

38

№ 37-38
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Веселый пятачок» зарядка
«Дрессированные собачки»

- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
Распевка.

дикцию.

«Ты?где?-acapella
«Чудо лесенка»

- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным
фразам.
- учить петь самостоятельно с
сопровождением и без него.
Развивающие игры с голосом.

- учить формировать непринужденность
звукообразования.

Речевые ритмо–
интонационные игры.

настроения.

«Вымок, выкис» Русский
фольклор

дикцию.
- закреплять умение чисто интонировать

Песенное творчество- учить

Орлова

- продолжать формировать интонации
- продолжать развивать выразительную

Усвоение певческих навыков

« Что ревешь самолет» Н.

мелодию песни.

«Зимняя сказка»
«Песенка ребят»
39

импровизировать отдельные
фраз.
Февраль
Тема: Работа над песней «Почетней дела нет!», «Мамина песенка»
№ 39-40
Артикуляционная
гимнастика.

-формировать и развивать подвижность

«Барабанщик» З. Репина

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.

« Как тебя зовут» acapella
«Кукушка» Н. Соколова

- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным
фразам.
- учить брать дыхание после вступления и
между музыкальными фразами.
- формировать легкость и полетность
Развивающие игры с голосом.

«Что такое, что случилось?»

речевого голоса.
- продолжать формировать интонации

«Мы на горку поднимались»
40

Речевые ритмо–
интонационные игры.

настроения.

Н. Сухова

- продолжать развивать выразительную
дикцию.

«Почетней дела нет»
«Мамина песенка»

Усвоение певческих навыков
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фраз.
№ 41-42
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

«Барабанщик» З. Репина

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.

« Как тебя зовут» acapella
«Кукушка» Н. Соколова

- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным
фразам.
- развивать ладотональный слух,
активизировать внутренний слух.
41

- формировать легкость и полетность
Развивающие игры с голосом.

речевого голоса.
- продолжать формировать интонации

Речевые ритмо–
интонационные игры.

настроения.
- продолжать развивать выразительную
дикцию.

Усвоение певческих навыков

«Что такое, что случилось?»
«Мы на горку поднимались»
Н. Сухова

- учить продолжать точно воспроизводить
ритмический рисунок.

«Почетней дела нет»
«Мамина песенка»

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фраз.

№ 43-44
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Барабанщик» З. Репина
«Колокольчик»

- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
Распевка.

- продолжать развивать выразительную
дикцию.

« Как тебя зовут» acapella
«Кукушка» Н. Соколова
42

- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальнымфразам.
-развивать творческую инициативу.
Развивающие игры с голосом.

-формирование легкости и полетности

« Что такое , что случилось»

речевого голоса.
Речевые ритмо–
интонационные игры.

-продолжать формировать интонации
настроения.

«Мы на горку поднимались»
Н. Сухова

- продолжать развивать выразительную
Усвоение певческих навыков

дикцию.

«Почетней дела нет»

- продолжать развивать творческую
Песенное творчество- учить

инициативу в самостоятельном

импровизировать отдельные

исполнении песни.

«Мамина песенка»

фраз.

№ 45-46
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Мой язычок» - зарядка
Упражнение «Колокольчик»

- снятие напряжения артикуляционных
43

мышц – языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
Распевка.

дикцию.
- закреплять умение импровизировать

« Как тебя зовут» acapella
«Кукушка» Н. Соколова

мелодии к отдельным музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный
слух, активизировать внутреннийслух.
- развивать творческую инициативу.
Формировать легкость и полетность
Развивающие игры с голосом.

речевого голоса.

«Мы на горку поднимались»
Н. Сухова

Речевые ритмо–
интонационные игры.

- продолжать развивать выразительную
дикцию.

Усвоение певческих навыков
Песенное творчество- учить

- продолжать развивать творческую

«Почетней дела нет»

инициативу в самостоятельном исполнении

«Мамина песенка»

песни.

«Кукляндия»

импровизировать отдельные
фраз.

44

Март
Работа над песней«Ты беги моя лошадка», «Мама», «Цветные горошинки»
№ 47-48
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

Упражнение «Колокольчик»

голосового аппарата.
- снять напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.

«Здравствуйте» acapella
«Два кота»

- закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным фразам.
Развивающие игры с голосом.

содействоватьразвитиюмузыкальнойпамяти.

«Мы на горку поднимались»
Н. Сухова

Речевые ритмо–
интонационные игры.

«Что ревешь самолет»

- формировать легкость и полетность
речевого голоса.

Усвоение певческих навыков

- продолжать формировать интонации

«Кукляндия»

настроения.
Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

- продолжать развивать выразительную

«Ты беги моя лошадка»

дикцию.
45

фраз.

- работать над точностью интонации при
скачках в мелодии.

№ 49-50
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

Упражнение «Колокольчик»

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.

«Здравствуйте» acapella
«Два кота» П.н п

- продолжить развивать ладотональный
слух, активизировать внутренний слух
- формировать легкость и полетность
Развивающие игры с голосом.

«Что ревешь самолет?»

речевого голоса.

Речевые ритмо–
интонационные игры.
«Кукляндия»
«Ты беги моя лошадка»

Усвоение певческих навыков
- продолжать развивать выразительную
Песенное творчество-

дикцию.
46

учитьимпровизировать
отдельные фраз.

- работать над точностью интонации при
скачках в мелодии.

№ 51-52
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

Упражнение «Колокольчик»

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.

«Здравствуйте» acapella
«Два кота»

- продолжить развивать ладотональный
слух, активизировать внутренний слух
- формировать легкость и полетность
Развивающие игры с голосом.
Речевые ритмо–
интонационные игры.
Усвоение певческих навыков

«Что ревешь самолет?»

речевого голоса.
- формировать легкость и полетность
речевого голоса.
- продолжать формировать интонации

«Кукляндия»

настроения.
Песенное творчество- учить
47

импровизировать отдельные
фраз.

- продолжать развивать выразительную

«Ты беги моя лошадка»

дикцию.
- продолжать развивать творческую
инициативу в самостоятельном
исполнении песни.

№ 53-54
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

Упражнение «Колокольчик»

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.

«Здравствуйте» acapella
«Два кота»

- продолжать развивать ладотональный
слух, активизировать внутренний слух
- развивать творческую инициативу.
Развивающие игры с голосом.
Речевые ритмо–
интонационные игры.
Усвоение певческих навыков

«Что ревешь самолет?»

- формировать легкость и полетность
речевого голоса.
- продолжать формировать интонации
настроения.

«Кукляндия»
«Ты беги моя лошадка»

48

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные

- продолжать развивать выразительную
дикцию.
- продолжать развивать творческую

фраз.

инициативу в самостоятельном
исполнении песни.
Апрель
Тема: Работа над песней
«Кукляндия», «Детский сад- волшебная страна»
«Музыканты комары» О.

№ 55-56
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

Громовой

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную

Распевка.

дикцию.
- закреплять умение импровизировать

Здравствуйте» acapella
«Два кота» П.н п

мелодии к отдельным музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный
Развивающие игры с голосом.
Речевые ритмо–

слух, активизировать внутренний слух.

«Что ревешь самолет?»

- развивать творческую инициативу.
49

- формировать легкость и полетность

интонационные игры.

речевого голоса.
- продолжать формировать интонации

Усвоение певческих навыков
Песенное творчество- учить

«Кукляндия»

настроения.

«Ты беги моя лошадка»

импровизировать отдельные
- продолжать развивать выразительную

фраз.

дикцию.
- продолжать развивать творческую
инициативу в самостоятельном исполнении
песни
№ 57-58
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность

«Мышки» М. Картушина

голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- закреплять умение импровизировать

Распевка.

мелодии к отдельным музыкальным фразам

«Здравствуйте дети»

- продолжить развивать выразительную
дикцию
50

Продолжать развивать ладотональный
слух, активизировать внутренний слух.
Развивающие игры с голосом.

- развивать творческую инициативу.
- формировать легкость и полетность

Речевые ритмо–
интонационные игры.
Усвоение певческих навыков

речевого голоса.

Вокальная игра «Мы – веселые
ребята»

- продолжить формировать интонации
настроения
«Кукляндия»

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фраз.

- продолжать развивать выразительную
дикцию.
- продолжать развивать творческую
инициативу в самостоятельном исполнении
песни.

№ 59-60
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Мышки» М. Картушина

- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
дикцию. Закреплять умение импровизировать

«Здравствуйте дети»
51

Распевка.

мелодии к отдельным музыкальным фразам
-

развивать творческую инициативу.

- формировать легкость и полетность
речевого голоса.
- продолжать формировать интонации
настроения.

Вокальная игра «Мы – веселые
ребята»

Развивающие игры с голосом.
- продолжать развивать выразительную
Речевые ритмо–
интонационные игры.

«Кукляндия»

дикцию.
- продолжать развивать творческую

«Детский сад»

инициативу в самостоятельном исполнении
Усвоение певческих навыков

песни.

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные
фраз.
№ 61-62
Артикуляционная
гимнастика.

- формировать и развивать подвижность
голосового аппарата.

«Мышки» М. Картушина

- снятие напряжения артикуляционных
мышц - языка, губ, щек, неба.
- продолжать развивать выразительную
52

дикцию.
Распевка.

«Здравствуйте дети»

Закреплять умение импровизировать
мелодии к отдельным музыкальным фразам
-

развивать творческую инициативу.

- формировать легкость и полетность
речевого голоса.
Развивающие игры с голосом.

- продолжать формировать интонации
настроения.

Вокальная игра «Мы – веселые
ребята»

Речевые ритмо–
интонационные игры.

- продолжать развивать выразительную

«Кукляндия»

дикцию.
Усвоение певческих навыков.

- продолжать развивать творческую

«Детский сад»

инициативу в самостоятельном исполнении
Песенное творчество- учить

песни.

импровизировать отдельные
фраз.
Май
Тема: Работа над песней
«Цветные горошинки», «Девчонки, мальчишки такие шалунишки»
№ 63-64
53

Артикуляционная гимнастика.

- формировать и развивать

«Маленький зайчишка» М.Картушина

подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения
артикуляционных мышц - языка, губ,
Распевка.

щек, неба.

«Песенка приветствие»

- продолжать развивать
выразительную дикцию.
Закреплять умение
импровизировать мелодии к
отдельным музыкальным фразам
Развивающие игры с голосом.
Речевые ритмо– интонационные
игры.

развивать творческую инициативу.

«Пой со мной» М. Картушина

- формировать легкость и
полетность речевого голоса.
- продолжать формировать
интонации настроения.
«Девчонки мальчишки»

Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать
Песенное творчество- учить

выразительную дикцию.

импровизировать отдельные фраз.
54

- продолжать развивать
творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
№ 67-68
Артикуляционная гимнастика.

- формировать и развивать

«Маленький зайчишка» М.Картушина

подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения
артикуляционных мышц - языка, губ,
Распевка.

щек, неба.

«Песенка приветствие»

- продолжать развивать
выразительную дикцию.
Закреплять умение
Развивающие игры с голосом.

импровизировать мелодии к
отдельным музыкальным фразам

Речевые ритмо– интонационные
игры.
Усвоение певческих навыков

-

развивать творческую

«Пой со мной» М. Картушина

инициативу.
- формировать легкость и

«Девчонки мальчишки»

полетность речевого голоса.
Песенное творчество- учить
55

импровизировать отдельные фраз.

- продолжать формировать

«Веселые горошинки»

интонации настроения.
- продолжать развивать
выразительную дикцию.
- продолжать развивать
творческую инициативу в
самостоятельномисполнении песни.
«Маленький зайчишка» М.Картушина

№ 69-70
Артикуляционная гимнастика.

- формировать и развивать
подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения
артикуляционных мышц - языка, губ,

Распевка.

«Песенка приветствие»

щек, неба.
- продолжать развивать
выразительную дикцию.
Закреплять умение
импровизировать мелодии к
отдельным музыкальным фразам

«Пой со мной» М. Картушина

Развивающие игры с голосом. развивать творческую инициативу.
56

Речевые ритмо–
интонационные игры.
Усвоение певческих навыков

- формировать легкость и
полетность речевого голоса.

«Девчонки мальчишки»

- продолжать формировать
Песенное творчество- учить

интонации настроения.

«Веселые горошинки»

импровизировать отдельные фраз.
- продолжать развивать
выразительную дикцию.
- продолжать развивать
творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
№ 71-72
Артикуляционная гимнастика.

- формировать и развивать

«Маленький зайчишка» М.Картушина

подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения
артикуляционных мышц - языка, губ,
Распевка.

щек, неба.

«Песенка приветствие»

- продолжать развивать
выразительную дикцию.
Закреплять умение
57

импровизировать мелодии к
отдельным музыкальным фразам
Развивающие игры с голосом.

-

развивать творческую

«Пой со мной» М. Картушина

инициативу.
Речевые ритмо– интонационные
игры.

- формировать легкость и
полетность речевого голоса.

Усвоение певческих навыков.

«Девчонки мальчишки»

- продолжать формировать
интонации настроения.

«Веселые горошинки»

Песенное творчество- учить
импровизировать отдельные фраз.

- продолжать развивать
выразительную дикцию.
- продолжать развивать
творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.

58

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план:
Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детейстаршего дошкольного возраста в
условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и
рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их
вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях - 15 детей.
Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического
процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми:
продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом
требований СанПиН 2.4.1.3049-13
№п\п

Возрастная группа

Количество учебных

Продолжительность

занятий

занятия

В

месяц

год

неделю
1

Группа детей старшего

2

8

72

25 – 30 мин.

дошкольного возраста
от 5 до 7 лет
59

Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка проводится во вторую половину дня,
продолжительностью 25-30 минут с 18.00-19.00. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На
занятии должен иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется ряд
творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

60

IV. Работа с родителями
Мероприятия
Анкетирование
выявления

с

целью

дата

Ответственный

сентябрь

Музыкальный руководитель

октябрь

Музыкальный руководитель

В течении года

Музыкальный руководитель

В течении года

Музыкальный руководитель

уровняосведомления

родителей о вокальном кружке
«ДО-МИ-СОЛЬ-КА»
Родительские
ознакомлению

собрания

по

родителей сработой

вокального
кружка цели и задачи
Распространение
информационных материалов:
папка-

передвижка

«Родительский вестник:», памятки,
буклеты
Консультации
консультационного
информационной
родителям

в

рамка

пунктаОказание
поддержки

изаинтересованность в
61

проявлении таланта детей
Помощь
созданию

родителям

по

предметно- развивающей

средыв семье
и соблюдение охраны детского
голоса
Семинар – практикум « Охрана
детского голоса»
Участие

в

совместных

В течении года

Музыкальный руководитель

Февраль

Музыкальный

праздниках, выступлениях и
конкурсах
Совместное

подпевание,

инсценирование и
исполнение

знакомых

песен,

просмотр презентаций и
видеороликов к песням вместе с
родителями
Семинар – практикум «Игры с
голосом»

руководитель,

воспитатели.
62

Создание
иллюстраций

песенников
к

ним

и

март

вместе

Музыкальный

руководитель,

родители, воспитатели.

сродителями.
Привлекать

родителей

к

В течении года

изготовлению костюмов к праздникам

Музыкальный

руководитель,

воспитатели.

и выступлениям, конкурсам.
Закрепление игр с голосом

с

апрель

Музыкальный руководитель

май

Музыкальный

родителями
Отчетный концерт

руководитель,

воспитатели, родители

63

V. Методическое обеспечение Программы.
Для успешной реализации данной Программы необходимо:
Технические

1.

Электропианино

средства

2.

Музыкальный центр

обучения

3.

Компьютер

4.

Мультимедийное оборудование

5.

Микрофоны

6.

Музыкальные инструменты

7.

CD, DVD диски

1.

Плакаты

2.

Схемы

3.

Иллюстрации

4.

Игрушки

5.

Дидактические игры

6.

Детские музыкальные инструменты

7.

СД и ДВД диски

8.

Мультимедиа аппаратура

9.

Презентации

Учебно-наглядные пособия

64

Диагностика вокальных-хоровых навыков
№

Фамилия,

Певческий

Сила

Особенности

Продолжи-

Задержка

Точность

Звуко-

П/П

имя,

диапазон

звука

тембров

тельность

дыхания

Интони-

высотный

дыхания на

на вдохе

рования

слух

ребенка

вдохе
(звуковая
проба «М»)

____________________ - высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
____________________- средний уровень овладения вокально – хоровыми навыками
65

____________________ - низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков для детей 5-7 лет
Уровни развития
№

критерии

показатели
Сила звука

1.

низкий

средний

Голос слабый

Голос не очень

высокий
Голос сильный

сильный, но ребенок
может петь
непродолжительное
время достаточно
громко

Особенности
2.

3.

4

голоса

Особенности

В голосе слышен

Нет ярко

Голос звонкий

тембра

хрип или сип.

выраженного

яркий.

Голос тусклый

тембра, но старается

невыразительный

петь выразительно

Певческий

Диапазон в пределах

Диапазон в пределах Широкий диапазон

диапазон

2-3 звуков

возрастной нормы

по сравнению с

(ре1-до2)

нормой.

13-15 секунд

Более15 секунд

Продолжительность Менее 13 секунд

66

дыхания (звуковая

5

Развитие

проба «М»)

дыхания

Задержка дыхания

Менее 14 секунд

14-16 секунд

Более 16 секунд

Музыкально-

Пение знакомой

Пение знакомой

Пение знакомой

слуховые

мелодии с

мелодии с

мелодии с

Представления

поддержкой голосом

сопровождением при сопровождением

педагога.

незначительной

самостоятельно.

Неумение пропевать

поддержке педагога.

Пение малознакомой

Развитие

незнакомую попевку

Пение малознакомой попевки с

звуковысотного

с сопровождением

попевки с

сопровождением

слуха

после

сопровождением

после 1-2

многократного ее

после 3-4

прослушиваний.

повторения.

прослушиваний.

Воспроизведение

Невозможность

Воспроизведение

хорошо знакомой

воспроизведения

хорошо знакомой

попевки из-3-4

хорошо знакомой

попевки из 3-4

звуков на

на вдохе
(Гипоксическая
проба)
6

67

попевки из 3-4

звуков на

звуков на

металлофоне с

металлофоне

небольшими

металлофоне.

ошибками.
7

Точность

Интонирование

Ребенок интонирует

Чистое пение

интонирования

мелодии голосом как общее направление

отдельных

таковое отсутствует

движения мелодии,

фрагментов мелодии

вообще, и ребенок

возможно чистое

на фоне общего

воспроизводит

интонирование 2-3

направления

только слова песни в

звуков.

движения мелодии.

её ритме или
интонирует 1-2
звука.
8

9

Различение звуков

Не различает звуки

Различение по

Различение по

по высоте.

по высоте.

высоте звуков в

высоте звуков в

пределах октавы и

пределах сексты и

септимы.

квинты

Пение отрывистое

Пение естественным

Пение естественным

крикливое.

голосом, но иногда

голосом без

Звуковедение

68

переходящим на

напряжения,

крик.

протяжно

Невнятное

Достаточно четкое

Умение правильно

произношение,

произношение

произносить

значительные

согласных и

гласные и согласные

речевые нарушения.

правильное

в конце и середине

Вокально-

формирование

слов при пении.

хоровые

гласных, но

навыки

неумение их

Дикция

10

правильно
произносить при
пении.
11

Певческая

Поза расслабленная,

Способность

Способность

установка

плечи опущены.

удерживать

удерживать

правильную позу

правильную позу

при пении

при пении

непродолжительное

длительное время

время.

без напоминания
взрослого.
69

12

Дыхание

Дыхание берется

Дыхание

Умение брать

неправильно.

произвольное но не

дыхание между

всегда берется

фразами.

между фразами.
13

Умение петь в

Неумение петь в

Стремление

Умение начинать и

ансамбле.

ансамбле, слушая

выделиться при

заканчивать пение

товарищей.

хоровом исполнении вместе с
(раньше вступить,

товарищами.

петь громче других)
14

Выразительность

Пение

Ребенок старается

Ребенок поет

исполнения

неэмоциональное.

петь выразительно,

выразительно,

но на лице мало

передавая характер

эмоций

песни голосом и
мимикой

1.

Картушина М.Ю./Вокально-хоровая работа в детском саду»/ М. – Скрипторий-2003, 2010.

2.

Кацер О.В./Игровая методика обучения детей пению/ С.

70

VI. Список литературы
1. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники»
2. Дмитреев Л.Б. «Основы вокальной методики»
3. Юссон.Р. «Певческий голос»
4. Назаренко И. К. «Искусство пения»
5. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей
6 .Издательство «Просвещение», 1988.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981
8. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ. Мерзлякова. М., Музыка,
9. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. М.:
Просвещение, 2004 г.
10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия развития, 1997г.
11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей младшего возраста. М.: Гуманитарный
издательский центр Владос, 2000 г.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей
дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
13.Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
14. В.В. Емельянов “Развитие голоса. Координация и тренаж” – СПб, 1997.
15. Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.
71

16. Кирюшин “Развивающие песни для дошкольников” – М., 1994

72

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.