ДООП АБВГдейка

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
620105, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 105, тел. (343)366-87-07
E-mail: dou35ek@mail.ru

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 72-од
от «25» 08.2022г
заведующий МБДОУ
детского сада № 35
_________ Н.В.Шушарина

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
№1 от «25» 08.2022г.

Дополнительная общеобразовательная –
общеразвивающая программа
кружка «АБВГдейка»

Г. Екатеринбург

Содержание
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Принципы построения программы
1.4. Объём программы
1.5. Значимые характеристики для разработки программы
1.6. Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста
II Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
2.2. Учебный план
2.3. Содержание программы
2.4. Календарно-тематическое планирование
2.5. Планируемые результаты
2.6. Оценочные материалы
III Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия
3.2. Методические материалы
3.3. Материально-техническое обеспечение
3.4. Список литературы
Приложение

2

3
5
5
6
6
6

8
9
9
12
16
17
18
18
18
18
19

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе методики Н.А. Зайцева
«Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста», и
комплексных занятий на материале лексических тем, которые содержат
подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития
общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса,
произношения и обучения детей грамоте.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» (В.А.
Сухомлинский). Актуальность развивающего обучения детей дошкольного
возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского
«только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд
развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины,
Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз
своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие
способностей ребёнка в раннем возрасте.
Необходимость в создании программы обусловлена спросом со стороны
родителей, задача которых прививать пожизненную любовь к познанию через
чтение. По результатам анкетирования родителей выявлен круг запросов в
занятиях детей по подготовка к обучению чтению, который составляет 68%.
Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности,
тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение
заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в
жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии
человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями.
Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей
ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только
как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство
самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и
навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и
залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией. Поэтому
важен процесс подготовки детей к чтению.
Отличительные особенности программы.
Данная программа разработана на основе пособия «Кубики Зайцева.
Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Спб.,2012. и пособия по
обучению чтению «Складушки» В. В. Воскобовича. Имеет социальнопедагогическую направленность. Актуальность программы определена тем,
что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия
помогут детям подготовиться к обучению чтению, проявлять интерес к
познавательной деятельности, развивать «зрительную зоркость» и
фонематический слух, также будут способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию. Кроме этого, реализация
данной программы позволит развить у детей умение работать самостоятельно
и в группе, уметь слушать других, быть внимательным к товарищам.
3

Содержание программы соответствует познавательным возможностям
старших дошкольников.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р;
 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
образования
детей»
(Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. N 41);
 Приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012 № 504 «Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении дополнительно го
образования детей»;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
 Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» о методических рекомендациях по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
Зачем ребёнка подготавливать к чтению до школы? Преимуществ очень
много:
 На раннем этапе улучшается произношение – постоянное
проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка
становится чище;
 Обогащается словарный запас;
 Ребёнок, который готов научиться читать, более самостоятелен: его
можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень
полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
 Дети, которые подготовились читать книги рано, читают книги с
большим удовольствием;
 Раннее чтение влияет на грамотность.
 Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте,
благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так
и на общее развитие личности ребёнка.
Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы.

4

1.2.

Цель и задачи

Цель программы:

Подготовка детей дошкольного возраста чтению, развитие речи детей.
В том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи программы:
Образовательные задачи
 Формировать мотивацию детей дошкольного возраста к чтению.
 Систематизировать знания об окружающем мире.
 Формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации
предметов, различных явлений в природе, окружающем мире
 Формировать активный словарь.
 Стимулировать познавательный интерес к чтению.

Воспитывать самостоятельность

1.3. Принципы построения программы:
 Здоровьесбережения (всё занятие дети активно двигаются
максимально включена крупная моторика)
 Систематичности (непрерывность и регулярность занятий)
 Игры (чтение по методике происходит только в игре)
 Наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения
слуховых, зрительных и двигательных образов детей (звенящие и стучащие
кубики позволяют без излишних определений услышать и прочувствовать
особенности звуков русского языка).
 Повторяемости материала (повторение вырабатываемых навыков
чтения);
 Сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение ребенка к своим действиям).
 Самостоятельность (ребенок сам должен правильно сложить
кубики, чтобы получилось слово)
Принцип формирования групп воспитанников.
Формы и методы организации деятельности воспитанников
ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Для
эффективности работы, занятия проводятся в группах (до 10 человек).
Режим занятий: два раза в неделю (72 учебных) в течение 9 месяцев.
Срок обучения: 72 занятия.
Участники занятий: дети старшей и подготовительной групп.

5

Ожидаемые результаты:
1.
Пдготовленный навык осознанного чтения.
2.
Проявление интереса к чтению, уважение к книге.
1.4. Объём программы
Данная программа рассчитана на один год и предназначена для детей от
5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике
Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и
педагога, проводятся 2 раза в неделю, с группой детей, не превышающей 8-10
человек, в кабинете учителя-логопеда с использованием таблиц и кубиков
Н.А.Зайцева.
Объем программы – 72 часа, рассчитан на 37 недель, с недельной
нагрузкой
– 2 раза в неделю. Продолжительность занятий по 30 минут.
Значимые характеристики для разработки и реализации
программы
Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является
игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный
процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом
ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе.
Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение
превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.
Программа занятий по обучению чтению воспитанников МБДОУ
детского сада № 35 направлена на формирование навыка осознанной
подготовки к обучению чтению у дошкольников, положительной мотивации к
дальнейшему обучению в школе.
1.5.

1.6. Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста. Старший дошкольный возраст (5—7 лет).
Старший дошкольный возраст – это возраст психологического
взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать,
что скоро произойдет много изменений в его жизни: он пойдет в школу и
станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослых. Это период
формирования психологической готовности к школе. В большинстве своем
дети с удовольствие рассуждают на школьную тематику, их привлекает статус
школьника, новая обстановка, аксессуары (новый портфель, форма и др.).
Главное в этот момент поддержать это стремление к школьной жизни и
положительный настрой на обучение.
С возникновением стремления к школе, изменяется и все поведение
ребенка. Утрачивается былая непосредственность. Но по-прежнему ведущей
деятельностью
у
старших
дошкольников
является
игра. В
старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Развивается воображение. Воображение будет активно развиваться лишь при
условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают
6

развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Возрастная характеристика особенностей речевого развития детей
5– 7 лет
Для детей данного возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник
может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства
интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или
торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в
зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо
делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы,
оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно
пополняется существительными, обозначающими названия профессий,
социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.
д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,
прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение
людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы,
антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы
(бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики:
несклоняемые существительные, существительные множественного числа в
родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к
звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,
осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;
в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние
героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

7

II Содержательный раздел
2.1.

Календарный учебный график.
Возрастные группы

1 группа (5-7лет)

Количество возрастных
групп
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года
I полугодие

Продолжительность учебного года
01.09.2020
31.05.2021
37 недель
01.09.2020 - 31.12.2020
18 недель
11.01.2020 - 31.05.2021
19 неделя
5 дней

II полугодие
Продолжительность
учебной недели

Каникулы, праздничные (нерабочие) дни
Каникулы зимние
летние

01.01.2021 - 10.01.2021
01.06.2021 –31.08.2021

Праздничные
(нерабочие) дни:
День народного единства
Новогодние праздники
День защитников
Отечества
Международный женский
день
Праздник Весны
и Труда
День Победы

04.11.2020
01.01.2021 – 09.01.2021
23.02. 2021
08.03.2021
01.05.-04.05.2021
09.05. – 12.05.2021

2.2.

Учебный план
Старшая группа/
Подготовительная группа (30)

Вариативная часть
Дополнительные
АБВГдейка
образовательные
услуги
Количество занятий, объем
образовательной нагрузки в неделю
(мин.)

8

2/30

№ п/п
1
2
3
4

Содержание
Установочные
занятия
«В гостях у звуков»
Изучение складовой таблицы
«Выход» в слово
«Выход» в предложение

5

«Выход» в текст

Количество занятий
2
24
28
10
8

итого

72

2.3. Содержание программы
Курс связан с несколькими направлениями образовательной
деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное
развитие.
Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от
содержания занятий и форм организации образовательного процесса на
различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых
занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с
изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При
дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или
групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка
чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени
на определённых этапах занятия.
Этапы Содержание работы
I
Подготовка речевого аппарата.

Продолжительность
3 мин

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого
дыхания.

II

III
IV
V

Работа с кубиками и таблицами по методике
Н.А.Зайцева
Ознакомление с окружающим миром (беседа,
игра и т.д.)
Слушание,
чтение
художественных
произведений
Развитие мелкой моторики (раскрашивание,
штриховка, печатание букв, слов и т.д.)
Подведение итога занятия 2 мин

9

10 мин
5 мин
5 мин
5 мин
2 мин

I
этап – установочные занятия (2 часа).
На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами
группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «Вживание» в
новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской
деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом,
коммуникативные игры и т.д. На этом этапе методом наблюдения педагог
выявляет характерные особенности детей, их умение общаться и
взаимодействовать с окружающими. Таблица складов находится в поле зрения
детей, но педагог пока не привлекает к ней внимание ребят.
Задачи I этапа:
1.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.
2.
Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.
3.
Формирование социальной позиции детей и восприятия ими
сверстников на положительной эмоциональной основе.
II
этап - запоминание складов (24 часа).
На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не
заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь
и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня
глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и
групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки»
распределены в определённой последовательности, в порядке, который
предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом
занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА,
МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю,
пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает
артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Задачи II этапа:
1.
Введение ребёнка в знаковую систему: а) знакомство со складом;
б) выделение и показ определённого склада; в) графическое оформление
склада;
г) классификация складов.
2.
Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного
произношения звуков.
III этап – выход в слово (28 часов).
Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как
каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям
психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети
овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию
навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На
данном этапе начинается работа по составлению слогов посредством кубиков
Зайцева , Составлению слогов посредством кубиков Зайцева. Основными
формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы,
работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

Задачи III этапа:
1. Овладение техникой складового чтения:
а) «написание» слов по таблице и кубиками; б) выделение ударного склада;
в) усвоение правила написания слов с большой буквы; г) чтение слов по
«Складовым картинкам» Зайцева.
2. Осознание детьми различий между написанием и произношением
некоторых слов.
3. Формирование
умения
составления слогов слов посредством
кубиков Зайцева.
IV этап – выход в предложение (10 часов).
Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка
индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать»
сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие
по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из
кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы.
Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе.
Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается
работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.
Задачи IV этапа:
1. Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».
2. Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.
3. Стимулирование познавательного интереса к чтению.
V
этап – выход в текст. Алфавит (8 часов).
На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов:
отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение
книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от
усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит
дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная
работа, хоровое чтение текстов на плакатах.
Задачи V этапа:
1. Формирование чистоты и выразительности чтения.
2. Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.
3. Увеличение словарного запаса.
4. Формирование знания алфавита, умения называть буквы.
2.4.

Календарно-тематическое планирование

№ занят Содержание занятий
ия

Содержание занятий по формированию навыка чтения

I этап – установочные занятия (2 часа)

11

1.
«В гостях у звуков».
сентябрь Правила совместной
деятельности.
2.

Знакомство с кубиками. Классификация кубиков по звукам.

«В гостях у звуков». Знакомство с таблицей складов Н.А.Зайцева Попевка №1
Для чего нужно уметь Игра «Как тебя зовут?» Прописывание имен указкой по
читать?
таблице.
Выкладывание имени из кубиков Озвучить выбранный
кубик.(Попевка1)

II этап – запоминание складов (24 часа)
3.
Моё имя.
Знакомство
с таблицей
складов
Попевка №1 Игра «Как тебя зовут?»
4.

Моё имя

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра
«Классификация 1» Буква Я

5.
Папа
октябрь

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра
«Классификация 2»

6.

Дедушка

7.

«Вместе
бабушкой своей»

8.
ноябрь

Имя,
мамы

9.

Угощение
мамы

10.

Цветы для мамы

11.

Н.А.Зайцева

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра
«Общая классификация»
с

отчество

Пение «песенок» о членах семьи (м,п,б,д,с) Игра
«Поезда», «Смешные слова»
Песенка «Петушок», Игра «Озвучить выбранный
кубик», «Поезда»

для

Составление «поездов» из кубиков (с буквами
А,Я). Пение «песенок»
Составление «поездов» из кубиков (с буквами
О,Ё). Пение «песенок»

Стихотворение
Э.Успенского
«Разгром»

Составление «поездов» из кубиков (с буквами У,Ю). Пение
«песенок»

12.

Стихотворение
Я.Аким «Мама»

Составление «поездов» из кубиков (с буквами
Ы,И). Пение «песенок»

13.

Инсценировка
рассказов о маме

Составление «поездов» из кубиков (с буквами
Э,Е). Пение «песенок»

14.

«Нет
преграды,
если мама рядом»

Упражнения на закрепление знаний складов

15. 16
Здравствуй, гостья
декабрь Зима!
17.

Следы на снегу

18.

Загадки
животных

о

Упражнения
на закрепление
знаний
Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра
«Сардельки и сосиски»

складов.

Упражнения
на закрепление
знаний
Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра
«Составь слово»

складов.

Упражнения
на закрепление
знаний
Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра
«Шагаем и читаем»

складов.

12

19. 20

Стихотворение
Упражнения
на закрепление
знаний
М.Садовских
Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра
«Хотел
я «Составь слово»
снежинку
домой
принести»

складов.

21.

Пословицы о зиме

Упражнения
на закрепление
знаний
Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!» Игра
«Найди слово»

складов.

22

Загадки о зиме

Упражнения
на закрепление
Пение
песни «Здравствуй,
Печатание складов

знаний
гостья

складов.
Зима!»

23. 24

А.Бродский
«Всюду снег»

Упражнения
на закрепление
Пение
песни «Здравствуй,
Печатание складов

знаний
гостья

складов.
Зима!»

25.26

«Гостья зима»

Упражнения
на закрепление
Пение
песни
«Здравствуй,
Печатание складов

знаний
гостья

складов.
Зима!»

III этап – выход в слово (28 часов)
27.
Стихотворение
Письмо
односложных
слов
по
таблице,
январь И.З.Суриков
составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка
«Зима»
Ёжка»
28.

Стихотворение
Письмо односложных
и двусложных
С.Есенина «Поёт таблице, составление слов из кубиков. Пение
зима - аукает»
песни «Бабка Ёжка»

слов

по

29.

Отрывок «Мороз
Письмо односложных
и двусложных
Красный
нос» таблице, составление слов из кубиков. Игра по
Н.Некрасов
складовым картинкам

слов

по

30.

Отрывок
Письмо односложных
и двусложных
«Детство» И.Суриков таблице, составление слов из кубиков. Игра по
складовым картинкам в командном варианте

слов

по

31.

Стихотворение
С.Чёрный «Волк»

Письмо односложных
и двусложных
слов по
таблице, составление слов из кубиков. Игра по складовым
картинкам

32.

С.Есенин
«Берёза»

Письмо односложных, двусложных, трёхсложных слов по
таблице, составление слов из кубиков.
Игра №3 по складовым картинкам

Письмо
односложных,
двусложных,
трёхсложных, четырёхсложных слов по таблице,
составление слов из кубиков. Игра по складовым картинкам
35.
Стихотворение
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в
февраль В.Руденко
тетради в крупную клетку. Пение песни
«Мужской праздник» «Праздничный салют»
33.34

Поэтическая
гостиная

13

36.

37.

Ирина Гурина «23
февраля»

Натали Самоний
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в
«С
Днём тетради в крупную клетку. Пение песни
Защитника, папуля» «Праздничный салют»

38.

В.Степанов
«Праздничный
салют»

39.

К.Ваншенкин
«Матрос»

40.

Г.Ладонщиков
«Пограничник»

41.

42.43

Письмо
односложных,
двусложных,
трёхсложных, четырёхсложных слов по таблице, составление
слов из кубиков. Игра по складовым
картинкам
Упражнения на закрепление умений. Печатание слов
тетради
в крупную
клетку. Игра
складовым картинкам
Упражнения на закрепление умений. Печатание
слов в тетради в крупную
клетку. Игра
складовым картинкам

О.Высотская
«Салют»
«Слава
родной!»

армии

44.
март

Б.Заходер
«В марте есть такой
денёк»

45.

Р.Сеф «Мама»

46.

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в
тетради в крупную клетку. Пение песни
«Праздничный салют»

А.Барто
«Разговор
дочкой»

в
по

по

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов
тетради
в крупную
клетку. Игра
складовым картинкам

в
по

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов
тетради
в крупную
клетку. Игра
складовым картинкам

в
по

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов
тетради
в крупную
клетку. Игра
складовым картинка. Пение песенки «Тень – тень»

в
по

Упражнения на закрепление умений. Печатание
слов. Игра по складовым
картинкам.
песенки «Тень – тень»

Пение

Упражнения на закрепление умений. Печатание
слов. Игра по складовым
картинкам.
песенки «Тень – тень»

Пение

47. 48

Е.Благина
«Огонёк»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра
по
складовым
картинкам.
Пение
песенки «Тень – тень»

49. 50

А.Решетов
«Березники
Березники»

Заглавная буква в написании названий городов.
мо Закрепление
навыка
чтения
слов. Ударение.
и,
Печатание

51.

А.Решетов
«Березники
Березники»

Заглавная буква в написании
мо Закрепление навыка чтения
и,
Печатание

52. 53

Улицы
героев
нашего города

названий
улиц.
слов. Ударение.

Заглавная буква в написании имён, фамилий. Закрепление
навыка
чтения
слов. Ударение.
Печатание
14

54.

Состязание
«Печатный
бумеранг»

Закрепление
навыка
чтения
слов.
Печатание. Пение песенки «Тень – тень»

Ударение.

IV этап – выход в предложение (10 часов)
55.
Планеты
Лента знаков. Письмо простых предложений из
апрель солнечной системы произведений великих писателей. Пение песни
«На зелёном лугу»
56.

Профессия
лётчиккосмонавт.

57.

В.Тютчев
«Зима
Лента знаков. Письмо простых предложений из
недаром злится»
произведений великих писателей. Пение песни
«На зелёном лугу»

-

Чтение текстов на плакатах. Произведения устного
народного творчества о звёздном небе, Луне

58.

Ф.Тютчев
«Весенние воды»

Лента знаков. Письмо простых предложений из
произведений великих писателей. Пение песни
«На зелёном лугу»

59.

Сергей
«Апрель»

Козлов

Лента знаков. Письмо простых предложений из
произведений великих писателей. Пение песни
«На зелёном лугу»

60.

Наталья Иванова
«Апрель»

Лента знаков. Письмо простых предложений из
произведений великих писателей. Пение песни
«На зелёном лугу»

61. 62

А.Барто «Апрель»

Лента знаков. Письмо простых предложений из
произведений великих писателей. Пение песни
«На зелёном лугу»

63.64

Открытое занятие
для родителей

Обобщение знаний и умений по чтению.

V этап – выход в текст. Алфавит (8часа)
65.66
К.Ушинский
Чтение текста вслух и про себя. Драматизация
«Храбрая собака»
прочитанного. Алфавит-песенка
67.68

К.Ушинский
«Лиса и гуси»

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация
прочитанного. Алфавит-песенка

69.70

К.Ушинский
«Ворона и рак»

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация
прочитанного. Алфавит-песенка

71.72

К.Ушинский «Два
козлика»

Чтение текста вслух и про себя. Драматизация
прочитанного. Алфавит-песенка

2.5. Планируемые результаты
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
 Составление слогов посредством кубиков Зайцева;
 «Написание» слов (собирание) из кубиков и по таблицам;
 Систематизация знаний об окружающем мире;
 Обогащение активного словаря, более полное и глубокое
15

представление об окружающем мире, о котором можно не только говорить, но
и читать и «писать» (кубиками и по таблицам)
 Улучшение
работы
артикуляционного
аппарата,
развитие
фонематического и музыкального слуха
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий
Занятия рассчитаны на групповую работу, построены с максимальным
использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения,
подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается:
бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках,
поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную
деятельность, как чтение в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и
радость от получения знаний.
2.6. Оценочные материалы
Диагностические задания сформированности навыков читательской
способности воспитанников.
Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало
учебного года) и в мае (в конце учебного года)
Цель диагностики: проведение контроля за уровнем развития навыков
читательской способности.
Шкала оценок: (начало года)
1 балл – речь смазанная, нарушено звукопроизношение. Моторно
неловок, нарушена мелкая моторика рук. Нет понятия звук, нарушены
фонематические процессы, не выделяет первый гласный звук в слове. Ребенок
не может отбить простой ритмический рисунок по показу. Не сформирована
мотивация к обучению чтению. (дети группы ЗПР, ОНР, ФФНР)
2 балла – нарушения звукопроизношения только сложных звуков
(сонорных звуков). Выделяет первый гласный в слове. Сложность
дифференциации парных согласных. Повторяет простой ритмический
рисунок. Присутствует желание научиться читать.
3 балла – звукопроизношение на высоком уровне, фонематические
процессы сформированы. Высокая мотивация к обучению чтению.
Целесообразно группы разделить на 2: дети с нарушениями речи и дети
не имеющие нарушения речи.
Предметными результатами изучения курса являются сформирование
следующих умений:
 Ребенок умеет читать по складам;
 Умеет «написать» слово (собрать) из кубиков и по таблицам;
 Улучшилась работа артикуляционного аппарата
 Развился фонематический и музыкальный слух
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий
Уровни:
3 – высокий уровень освоения. Умеет составлять и читать предложения
2 – средний уровень освоения. Умеет составлять и читать отдельные
16

слова
1 – низкий уровень освоения. Знает отдельные склады, с трудом
составляет слова, с помощью подсказок педагога.
Задания для обследования.

1. Обследование звукопроизношения.
Фиксируется кол-во нарушенных групп звуков. Проводится
беседа, задания по картинкам
2. Исследование ритмического рисунка.
Простучать за педагогом кулачком ритмический рисунок:
///, ///, /// /, / ///, // //, // ///, /// //, /// ///, // ////, //// //
3. Обследование произвольной моторики пальцев рук
Исследование статической координации движений (удержание поз
под счет до 1-15)
Исследование динамических поз («кулак –ребро-ладонь»)
4. Четкость дикции
Рассказ стихотворения по желанию ребенка или повторение за
педагогом чистоговорки, скороговорки с простыми звуками, кот.
поддаются ребенку.
5.
Мотивация.
С ребенком проводится беседа, в процессе которой выясняется
желание ребенка научиться читать.
6.
Читает слова, предложения (по завершению обучения)

17

III Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия
К работе в объединении дети приступают после проведения
руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники
безопасности. Результат реализации программы во многом зависит от
подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного
оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым
и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу
занимающихся воспитанников.
3.2. Методические материалы
1. В. В. Воскобович, игравое пособие по обучению чтению «Складушки»
Литература для педагогов, родителей и детей: Кубики Зайцева. Комплект для
дома, группы, класса. Учебное пособие.- СПб., 2012
2.
Н.
В. Пятибратова, практическое пособие «Учимся читать с
удовольствием, «Издательсво ГНОМ» 2007.
Дидактическое обеспечение
1. Пятибратова Н.В. Учусь читать и писать. Игровой комплект. - ООО
«Издательство Робинс», 2012.
2. Пятибратова Н.В. Изучаю и запоминаю буквы. Игровой комплект с
картинками-ассоциациями. - ООО «Издательство Робинс», 2012.
3.3. Материально – техническое обеспечение программы
Кабинет обеспечен мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями,
стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного
материала, выставочных образцов. Размещение учебного оборудования
соответствует требованиям и нормам СаНПиН и правилам техники
безопасности работы.
1.
2.
3.
4.

3.4. Список литературы
В. В. Воскобович Игровое пособие по обучению чтению
«Складушки» – ООО Рив , 2009.
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:
НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Н.В. Пятибратова, практическое пособие «Учимся читать с
удовольствием, «Издательсво ГНОМ» 2007.

18

Приложение
Диагностика начало года
Список
детей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Звукопроизношение Ритмический
рисунок

Мелкая
моторика

Дикция

Мотивация

Общий
балл

Средний Уровень
балл

Диагностика конец года
Список
детей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Звукопроизношение Ритмический
рисунок

Мелкая
моторика

Дикция

19

Мотивация

Читательская Общий
способность балл

Средний Уровень
балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».