ДООП Театральная студия

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
620105, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 105, тел. (343)366-87-07
E-mail: mdou35@eduekb.ru

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
№1 от «25» 08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 72-од от «25» 08.2022г
заведующий МБДОУ детского сада № 35
__________ Н.В.Шушарина

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа
кружка «Театральная студия»
Направленность художественная
Срок реализации
3 года
Возраст воспитанников
4-7 лет

Составитель: Малых С.Н.,
педагог-психолог

Екатеринбург 2022

Содержание:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка………… ………………….……….3
1.2. Цель и задачи программы……….………………….……….8
1.3. Содержание программы……………………………….….…8
1.4. Планируемые результаты…………………………………...16
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы…………………………...17
2.2. Форма аттестации/контроля, оценочные материалы……..18
3. Список литературы……………………………..…….….….21

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы: художественная.
Одним из важнейших направлений системы образования Российской
Федерации является использование преемственных образовательных
программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и
творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В
последнее время происходит активное внедрение новейших технологий,
разработок, продвинутых методик обучения в начальной школе. Не отстает
от школы и дошкольное образование.
Программа художественного профиля «Театральная студия»
разработана на основе обязательного минимума содержания по
театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по
следующим программам и пособиям:
• Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,
упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003г.;
• Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность.
Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование
умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных
жизненных ситуациях.
Содержание: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии,
инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений.
Содержание: упражнения на развитие двигательных способностей,
ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации
движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкальноритмические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность.
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование
речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной
выразительности и логике речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная
гимнастика;
игры,
позволяющие
сформировать
3

интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры.
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками
элементарными знаниями о театральном искусстве:
• Что такое театр, театральное искусство;
• Какие представления бывают в театре;
• Кто такие актеры;
• Какие превращения происходят на сцене;
• Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем.
Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой»
(совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю», выбор пьесы или
инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в
форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание
эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком;
премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем
широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке
декораций, костюмов).
Актуальность программы:
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи
личности и творчества. Учёные рассматривают личность ребёнка с точки
зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план
выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность
ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра. Развивающее и
воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как
свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё
формирующее воздействие на личность ребёнка. В настоящее время учёные
обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в
режиме детского сада. Не понимается важнейшая роль игры для полноценного
развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет
сущность всего воспитания. Театральное искусство близко и понятно, как
детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализованная игра - одно из самых ярких эмоциональных средств,
формирующих художественный вкус детей. Использование Программы
позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному
восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы),
которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием,
расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не
единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не
4

всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех,
ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам
зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение,
общение с окружающими людьми. Настоящая рабочая программа описывает
курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного
возраста 5–7 лет.
Отличительными особенностями данной
Программы
является
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра.
Программа имеет практическую направленность, реализуется через участие
детей в различных формах театрализованной деятельности. На занятиях
используются
современные
информационно - коммуникативные
технологии.
Адресат программы:
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного
возраста 4-7 лет. Наполняемость группы 10 -15 детей.
Особенности возрастных групп детей, которым адресована Программа
Возрастные особенности детей 5–6 лет: на пятом году жизни
расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается
музыкально - слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка
может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее
звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойнососредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие,
контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении
всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С
удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые
мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более
устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные
предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память,
дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.
Продолжается
развитие
музыкально-сенсорных
способностей.
Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже
гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность
движений. У детей начинают развиваться творческие способности во всех
видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших
звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного
настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют
творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных
плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.
Возрастные особенности детей 6–7 лет: в старшем дошкольном возрасте
могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении
песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных
5

композиций. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память,
речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. К концу
пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно
большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке.
Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только
знает, но и понимает. Дошкольник правильно выстраивает конструкции
предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются
развернутые высказывания, фразовая речь.
Объем общеразвивающей Программы 216 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы: количество недель - 108;
месяцев - 27; учебных года - 3.
Режим занятий.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую
половину дня. Продолжительность занятия: 25 – 30 минут.
Общее количество учебных занятий в год — 72 (с сентября по май).
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2
раза в год: вводный в начале обучения и итоговый в мае.
Уровень Программы: стартовый уровень.
Форма обучения: очная.
Формы проведения результатов: спектакль.
Перечень нормативно-правовых документов, на основании которых
разработана рабочая программа
Федеральный уровень
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726 р.) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей).
2. Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для
детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
30.11.2016 №16) (далее - Федеральный приоритетный проект).
Региональный уровень.
3. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019
№461 ПП "О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области"
4. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г.
№503
ПП
"О
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области.
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 №162 - Д "Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года.
6

6. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70 - Д "Об утверждении методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области".
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых
документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных
образовательных организаций:
 Федеральный закон РФ №273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
 Письмо Минобразования и науки РФ №06-1844 от 11.12.2006 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
 Письмо Минобразования и науки РФ № 65/23-16 от 14.03. 2000 г. «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"
 Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706;
 Лицензия на правоведения образовательной деятельности;
 Устав МБДОУ детского сада № 35.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Обучить детей приемам манипуляции в театрах различных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Воспитательная:
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивающие:
7

• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Екатеринбурга.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед
младшими и пр.).
• Создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения
детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Оздоровительная:
• Развить быстроту двигательной реакции, развивать точность движений.
Формирование техники дыхания, развить умения сочетания различных техник
дыхания.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Задачи I года обучения:
1. Способствовать развитию пластической выразительности и правильной
артикуляции.
2. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
3. Знакомить с устройством театра и театральной терминологией.
Учебный (тематический) план I год обучения
№

Название раздела, тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроль

1.

Введение в программу.

5

1

4

Начальная диагностика
уровня подготовки

1.1
2.

5

1

4

Беседа
Опрос

13
2
2
1
5

5
1
1
1
1

8
1
1
1
4

Опрос
Беседа
Опрос
Выполнение заданий

2.5
3.

"Давайте познакомимся»
Основы театральной
культуры
"Что такое театр?»
"Театр - особое царство»
«Сказки из сундучка»
"Тишина! Идёт
спектакль!»
"Все о театре»
Ритмопластика

2
18

1
6

1
12

Беседа
Практическое выполнение

3.1
3.2
3.3
3.4

"Фантазёры»
"В зоопарке"
"Далёкое путешествие»
«Угадай-ка»

3
3
3
3

1
1
1
1

2
2
2
2

Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение

2.1
2.2
2.3
2.4

8

3.5
3.6
4.
4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

4.7

"Изменю себя друзья,
догадайтесь, кто же я?»
"Сценки-малышки из
знакомой книжки»
Театрализованная игра

"Удивительный мир
кукол»
"Сказки на столе"
«Куклы на сцене»
"Весёлые зверушки»
«Вот как я умею»
"Театральная
разминка»
«Игра в спектакль»

3

1

2

Практическое выполнение

3

1

2

Практическое выполнение

36
6

6
1

30
3

Итоговое занятие
Практическое выполнение

6

1

5

Практическое выполнение

6

1

5

Практическое выполнение

6

1

5

Практическое выполнение

6

1

5

Практическое выполнение

6

1

5

Практическое выполнение

2
72

0
18

2
54

Открытый показ

Содержание учебного (тематического) плана I год обучения
№

Тема, цель

1.

Введение в программу.

1.1

«Давайте познакомимся»

2.
2.1

Основы театральной
культуры
«Что такое театр?»

2.2

«Театр - особое царство»

2.3

«Сказки из сундучка»

2.4

«Тишина! Идёт спектакль!»

2.5

«Всё о театре»

3.
3.1

Ритмопластика
«Фантазёры»

3.2

«В зоопарке»

Теория

Практика

Знакомство с оборудованием
театральной студии. Правила
поведения в театральной студии.

Игры «Как тебя зовут»
«Давай дружить»

Виды театров: резиновый,
пластмассовый, мягкой игрушки
(кукольный), настольный,
настольно-плоскостной, конусной
игрушки.

Беседа, просмотр
картинок и
видеороликов.

Ознакомление с видами
искусства: литература, живопись,
музыка, хореография.
Понятие театральные
профессии: гример, костюмер, актёр.
Ознакомление детей с правилами
поведения в театре: в зрительном
зале, фойе, гардеробе, буфете.

Беседа, просмотр
картинок и
видеороликов.
Импровизация «Угадай
кто я?»
Просмотр видео –
роликов.
Игры «Будем
вежливы» др.
Изготовление
театральных билетов.

Рассматривание альбома.

Понятия «жест», «мимика»,
«интонация», «диалог».
Музыкально-образные

Игры - жесты

С помощью

9

характеристики животных, птиц.

3.3

«Далёкое путешествие»

3.4

«Угадай-ка»

3.5

«Изменю себя друзья,
догадайтесь кто же я?»

3.6

«Сценки-малышки из
знакомой книжки»

4.
4.1

Театрализованная игра
«Удивительный мир кукол»

4.2

«Сказки на столе»

4.3

«Куклы на сцене»

4.4

«Весёлые зверушки»

Знакомство с элементами
актёрского мастерства.

4.5

«Вот как я умею»

Этюды на развитие мимики и
жестов. Артикуляционная
гимнастика.

4.6

«Театральная
разминка»

4.7.

«Игра в спектакль»

Образная характеристика.
Знакомство детей с
пиктограммами: радость, грусть,
обида, страх, злость. _ давление.
Понятие: сценический
костюм. Интонационная
выразительность речи.
Понятие: режиссёр,
декоратор.

пластичных жестов
уметь передавать
образы животных
Имитация повадок
животных.
Практическое занятие
по теме.
Обыгрывание заданных
пиктограмм.
Ряженье в костюмы.
Имитационные этюды.

Обыгрывание
небольших по объёму
сценок.

Виды кукол: настольные,
куклы с «живой рукой».

Показ способов
действия с куклами.

Особенности настольного
театра.

Обучение способам
действия игры

Назначение и удобство
театральной ширмы. Возможности
ширмы.

Знакомство со сказкой.
Репетиция.

Репетиция сказки.

Беседа.
Просмотр видеоролика

подражание и
имитация движений
героев сказки.
Этюд на расслабление
мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
скороговорки;
пальчиковые игры
Тренировка
речевого аппарата,
различных групп
мышц, дыхания.
Драматизация
сказки «Кто сказал:
«Мяу?»

Задачи II год обучения:
1. Побуждать детей создавать образы животных с помощью
выразительных средств.
2. Совершенствовать умение пользоваться интонациями, выражающие
основные чувства и умение строить диалог с партнёром на заданную
10

тему.
3. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
4. Углубить понимание детей о театральной терминологии и зрительской
культуре.
Учебный (тематический) план II год обучения
№

1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Название раздела, тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроль

2
2

1
1

1
1

Начальная диагностика
Опрос

16

5

11

3
3
2
6
2
24

1
1
1
1
1
4

2
2
1
5
1
20

Изготовление альбома о
театре
Беседа
Беседа
Опрос
Практическое выполнение
Опрос
Практическое выполнение

1
2
2

0
1
1

3
3
3

Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение

1

0

3

Практическое выполнение

2

1

3

Практическое выполнение

1
30
4
4
4
4

1
7
1
1
1
1

5
23
3
3
3
3

Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение

4
6
4
72

1
1
1
17

3
5
3
55

Практическое выполнение
Практическое выполнение
Открытый показ

Введение в программу.
"Наш любимый зал опять
очень рад встречать ребят"
Основы театральной
культуры
"Что мы знаем о театре?»
"Театры разных стран»
"Кто главней?"
"Встреча в театре"
"Хочу всё знать"
Ритмопластика
"Марионетки"
"Цирк зверей"
"По волнам любимых
телепередач"
Сказочные этюды. Игры превращения
Дидактические игры на
развитие пластики
"Театр миниатюр"
Театрализованная игра
"Театр двух актёров"
"Весёлые сочинялки"
"Пойми меня"
"Игры с бабушкой
Забавой"
"Волшебный мир эмоций"
Репетиция сказки
"Играю роль"

Содержание учебного (тематического) плана II год обучения
№

Тема, цель

1.
1.1

Введение в программу.
"Наш любимый зал опять очень
рад встречать ребят"

2.

Основы театральной
культуры

Теория

Практика

Знакомство с новыми детьми.
Игры - знакомства:
Правила поведения в
"Как тебя зовут?"
театральной студии. Дружеские
"Ладушки"
взаимоотношения.
"Давайте познакомимся"

11

2.1

"Что мы знаем о театре?"

Знакомство с назначением
театра. Виды театров:
стендовый фланелеграфе и
магнитной доски, верховых
кукол.

2.2

"Театры разных стран»

2.3

"Кто главней?"

Понятие театральные
профессии: осветитель, суфлер,
звукорежиссёр

Игры в профессии
"Угадай, кто я?"

2.4

"Встреча в театре"

Этические нормы поведения
в театре.

Разыгрывание сценок
на правила
поведения в театре
Изготовление альбома
о театре.

Понятия: "труппа",
"трагедия", "комедия".
История возникновения
театра в России. Театры
разных стран.

Просмотр видео
роликов.
Инсценировка сказки
«Репка», «Три
поросёнка»,
самостоятельная
деятельность.
Беседа, просмотр видео
- роликов.
Игры.

2.5

"Хочу всё знать"

Беседы, просмотр журналов.

3.
3.1

Ритмопластика
"Марионетки"

Беседа по теме.

Изображение в
движении людей
разных профессий,
животных. Этюды на
изображение.

3.2

"Цирк зверей"

Понятия: «номер», «трюк».

3.3

"По волнам любимых
телепередач"

Беседы, чтение рассказов.
Ролевые диалоги на основе
текста. Диалогическая и
монологическая речь.

Импровизация под
музыку. Игры.
Развивать умение
строить диалоги между
собой, развивать
связную речь,
воспитывать чувство
уверенности в себе.
Творческая игра
«Сочини сказку»;
«Закончи фразу».
Игривое упражнение
«Небылицы».
Этюд «Встреча двух
подруг».

3.4

Сказочные этюды.
Игры - превращения

Учить детей свободно владеть
своим телом (произвольно
напрягать и расслаблять
мышцы).

Пересказ сказки
«Репка» по ролям.
Этюды: «Кукла»,
«Удивляемся»,
«Буратино»,
«Лягушата»,
«Листопад».
Игры – превращения:
«Веревочки»,

12

3.5

Дидактические игры на
развитие пластики

Развивать пластическую
выразительность, чувство
ритма, музыкальность

«Маятник»
Артикуляционная
гимнастика.
Музыкальная игра
«Колокола и
колокольчики».
Театральный этюд
«Прогулка медведей».

3.6

4.
4.1

"Театр миниатюр"

Импровизация с разыгрыванием
сюжета без предварительной
подготовки.

Театрализованная
игра
"Театр двух актёров"

Знакомство с приёмами
кукловождения различных
видов кукольных театров:
напольные, верховые,
марионетки.
Использование шапочек-масок и
пальчикового театра для
разыгрывания диалогов между
детьми.

4.2

"Веселые сочинялки"

4.3

"Пойми меня"

Отгадывание загадок.
Выразительность жестов,
фантазия.

"Игры с бабушкой Забавой"

4.5

"Волшебный мир эмоций"

Артикуляция. Вхождение в
образ героя, роль. Подбор
рифмы слова.
Знакомство с основными
эмоциями человека, средствами
понимания детьми друг друга и
мира взрослых.

4.6

Репетиция сказки

Повторение текста.

4.4

. Импровизация
«Листопад».
Сюжетные игры на
заданные темы

Просмотр видео –
ролика.
Беседа.
Учить играть разными
видами кукол.
Использование
шапочек-масок и
пальчикового театра
для разыгрывания
диалогов между
детьми. Упражнения на
хорошую дикцию.
Сочетание движений
рук с речью.
Пальчиковые игры со
словами.
Игра «Караван», игра
«Найди и исправь
ошибку».
Игры и упражнения
«Диктор», «Изобрази
героя».
Артикуляционная
гимнастика;
Упражнения на
тренировку памяти;
Игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
этюд «любимая
игрушка»;
упражнения на
развитие сенсорной
моторики;
игра «Кошка и
скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало»
Приемы

13

4.7

Работа над ролями.
Повторение текста. Работа над
ролями.

"Играю роль"

перевоплощения.
Драматизация сказки
«Сказка о красках"

Задачи III года обучения:
1.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре,
учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
2.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных
средств
выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения). Учить согласовывать свои
действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая, друг друга, говорить). Выполнять
движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия).
Вызывать
желание
произносить небольшие монологи
и развёрнутые
диалоги (в
соответствии с сюжетом инсценировки)
3.
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.

Учебный (тематический) план III год обучения
№

Название раздела, тема

Количество часов
Всего

Теор
ия

Пра
ктик
а

Формы
аттестации/контроль

1.

Введение в программу.

2

1

1

Начальная диагностика
уровня подготовки

1.1
2.
2.1
2.2
2.3

Пока занавес закрыт.
Основы театральной культуры
Актеры
Режиссеры
Зрители

2
13
6
5
2

1
2
1
1
0

1
11
5
4
2

Беседа
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение

3.

Ритмопластика

20

2

18

Практическое выполнение

3.1

Сказку, ты дружок послушай и
сыграй.
Действие
с
воображаемыми
предметами
Разыгрывание этюдов
«Лесная школа»
«Подводный мир»
«Облака, белогривые лошадки»
Театрализованная игра

5

2

3

Практическое выполнение

3

0

3

Практическое выполнение

3
3
3
3
37
6
6
6
6
6
8
2

0
0
0
0
4
1
1
1
1
1
1
0

3
3
3
3
33
5
5
5
5
5
6
2

Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Итоговое занятие
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Практическое выполнение
Открытый показ

72

9

63

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Лисичка – сестричка и серый волк.
«Заячья избушка».
Лиса и журавль.
Двенадцать месяцев
Гадкий утенок.
«Волк и семеро козлят»
Показ сказки «Волк и семеро
козлят»

14

Содержание учебного (тематического) плана III год обучения
№
1.
1.1

Тема, цель
Введение в программу.
Пока занавес закрыт.

Теория

Практика

Чтение различных
стихотворений поэтов России
(см. Хрестоматию),
рассматривание иллюстраций
к произведениям.

Детская игра «Где мы
были, мы не скажем и
т.д.».

Этюд на выразительность
жеста, движений.
Упражнение на внимание и
память, этюды на выражение
основных иллюстраций, этюды
на воспроизведение отдельных
черт характера.

«Фраза из слов».

2.1

Основы театральной
культуры
Актеры

2.2

Режиссеры

2.3

Зрители

3.
3.1

3.3
3.4

Ритмопластика
Сказку, ты дружок послушай и
сыграй.
Действие с воображаемыми
предметами
Разыгрывание этюдов
«Лесная школа»

3.5

«Подводный мир»

Имитация движений и звуков
обитателей подводного мира

3.6

«Облака, белогривые лошадки»

Имитация движений и звуков
птиц

2.

3.2

4.
4.1

Этюды на выражение
основных эмоций.

Чтение сказки, инсценировка

сюжетов
Работа с мимикой и жестами
Чтение стихов, игра по тексту
Имитация движений и звуков
обитателей леса

«Заданный жест»,
«Заданные
слова».Этюды на
выражение основных
иллюстраций, этюды
на воспроизведение
отдельных черт
характера.
Инсценировка,
игровая
импровизация, беседа,
рассказ детей.

Игра «Помощь в
превращении.»
Игра «Ходить след в
след».
Игра «Тело в деле»
Инсценировка,
игровая
импровизация, беседа,
рассказ детей.
Инсценировка,
игровая
импровизация, беседа,
рассказ детей.
Инсценировка,
игровая
импровизация, беседа,
рассказ детей.

Театрализованная игра

Лисичка – сестричка и серый
волк.

4.2

«Заячья избушка».

4.3

Лиса и журавль.

4.4

Двенадцать месяцев

Инсценировка, игровая
импровизация, беседа, рассказ
детей.
Разыгрывание сказки при
помощи изготовленных
персонажей.
Разыгрывание мизансцен по
сказке, сказки, беседа о дружбе
и понимании, драматизация.
Упражнение на внимание и
память, этюды на выражение
основных иллюстраций, этюды
на воспроизведение отдельных

Рассказывание по
ролям, игры,
разыгрывание ролей
Рассказывание по
ролям, игры,
разыгрывание ролей
Рассказывание по
ролям, игры,
разыгрывание ролей
Рассказывание по
ролям, игры,
разыгрывание ролей

15

4.5

Гадкий утенок.

4.6

«Волк и семеро козлят»

4.7

Показ сказки «Волк и семеро
козлят»

черт характера.
Беседа о главных героях
сказки; инсценировка
сюжетов, целой сказки.
Репетиция сказки к показу

Рассказывание по
ролям, игры,
разыгрывание ролей
Рассказывание по
ролям, игры,
разыгрывание ролей
Открытый показ сказки

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
1 . "Музыкальное воспитание", где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой:
слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая характерное ее содержание,
дающее возможность более полно оценить и попять характер героя, его образ.
2. "Изобразительная деятельность" - дети знакомятся с репродукциями
картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля. Учатся
рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его
персонажей.
3. "Развитие речи", на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. "Ознакомление с художественной литературой" - знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
постановки спектакля и других форм организации театрализованной
деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных
игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни).
5. "Ознакомление с окружающим" - знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Личностные результаты:
- у детей формируются такие личностные качества, как уверенность,
целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям;
- меняется и протекание психических процессов: отмечается
сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и
воспроизведения, проявление творческого воображения.
Предметные результаты:
- сформирована готовность действовать согласованно, включаясь
одновременно или последовательно;
- дети могут уметь выразительно прочитать наизусть диалогический
стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными
интонациями;
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

16

- уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и
разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или
стихотворное четверостишие;
- уметь составлять диалог между сказочными героями.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства:
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Стационарный экран – 1 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Аудиосистема – 1 шт.
Игровое оборудование:
Ростовая кукла – 1 шт.
Костюмы зверей – 15 шт.
Маски – 30 шт.
Ширма – 2 шт.
Пальчиковый театр – 1 шт.
Варежковый театр – 1 ш.
Информационное обеспечение:
 презентации для детей:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/17/prezentatsiya-znakomstvo-steatrom презентация знакомство с театром
https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-doshkolnikov-chto-takoe-teatr1064457.html
https://lusana.ru/presentation/4035
https://pptcloud.ru/mxk/teatr/vidi-teatrov
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/408466-prezentacija-dljadetej-my-idem-v-teatr
 образовательная сеть:
http://dohcolonoc.ru/
http://maam.ru/
http://solnet.ee/%20
http://detsad-kitty.ru/
Методические материалы:
1. Махнёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду -М.: ТЦ Сфера,
2009, 128 с.
2. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра - М., 2002.
3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей - учебное пособие:
выпуски 1-6 - Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2014.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика – Пр., Владос, 1995.
17

Кадровое обеспечение
Малых Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования.
2.2. Форма аттестации /контроля и оценочные материалы
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по
театрализованной деятельности
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе
создания спектакля.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной
деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;
пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но
использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
18

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной
деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
Владеет
интонационно-образной
и
языковой
выразительностью
художественной речи и применяет в различных видах художественнотворческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает
музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно
поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой
деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и
театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,
сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя
образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в
свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к
персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно
участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только
как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы
сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может
их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет
инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
19

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью
руководителя.

3. Список литературы
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду:
методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. - 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду: методические
рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с. - (Библиотека
журнала: «Воспитатель ДОУ»).
3. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие
для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М.: Сфера, 3301128 с.
4. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду: разработки
занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями/ Петрова,
Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М.: Школьная Пресса,128 с.
5. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр Творчество- - Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного
образования и музыкальных руководителей детских садов. —4-е изд., испр.,
доп./ Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. - М.: АРКТИ, 2004. - 208 с.
6. Улашенко, Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая
группа: методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. - Волгоград:
корифей, 2009. - 112 с.
7. Щёткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду: методическое
пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф.:
Горбуновой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 128 с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».