11.06.2024
Речевая готовность к школе
Готовность или не готовность
ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития, речевой готовности. Это связано с
тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать
всю систему знаний. Если устной речью он овладел ещё до школы, то письменной
ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка устная
речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет
приобретенная письменная речь. Поэтому очень важно выявить даже самые
незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть
до начала его обучения грамоте.
Что же
такое «речевая готовность»? Это уровень сформированности всех компонентов
речевой системы, достаточный для успешного обучения в школе. Не секрет, что
школа предъявляет повышенные требования к речи детей. Теперь от ребенка
требуется отвечать на вопросы учителя развернуто и полно, выступать у доски
перед классом, читать вслух, усваивать и объяснять понятия и термины, учиться
писать. Все это возможно, когда речевое развитие соответствует возрасту и нет
серьезных речевых нарушений, которые могут внести свой негативный вклад.
Речевые умения необходимы для освоения всех предметов школьной программы, ведь
и на математике нужно прочитать и понять задачки, и по окружающему миру
разобраться в описаниях явлений природы.
Первый класс –
это и незнакомый коллектив, в котором придется знакомиться с новыми
детьми и взрослыми. Это уже не привычная группа в детском саду, где «картавость
или шепелявость» почти не замечали и где друзья и любимая воспитательница
понимали без слов. Теперь нарушения звукопроизношения или другие несовершенства
устной речи могут стать препятствием в успешной социализации начинающего
школьника.
Обратить внимание
необходимо на следующее:
· полноценность владения речевыми звуками:
1. правильное их произношение,
2. умение различать их на слух, а также
3. умение определять присутствие и
примерное место нахождения заданных звуков в слове;
· достаточность словарного запаса;
· сформированность грамматических систем, выражающаяся
в умении:
1. грамматически правильно
оформлять предложения и
2. образовывать от одних слов
другие;
Сформированность всего перечисленного в сумме предполагает успешность в
процессе обучения.
Существует ряд неречевых психических функций, влияющих на качество
обучения. Перечислим их:
·
произвольное
внимание,
·
память,
·
мышление,
·
зрительно-пространственная
ориентировка (представление о форме, величене предметов, расположение их в
пространстве по отношению друг к другу),
·
графо-моторные
навыки (мелкая моторика),
·
познавательный
интерес (мотивация).
Как мы видим, школьная готовность включает множество факторов. И от того, в
какой мере сформированы у ребенка те или иные функции будет зависеть и то,
насколько легко ребенку будет учиться, и его комфортность пребывания в школьном
коллективе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.06.2024
Дата обновления: 11.06.2024
Дата публикации: 11.06.2024