Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
16.02.2024
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Формирование у детей
грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна
из важнейших задач в системе обучения дошкольника. Правильная речь является
одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного
усвоения грамоты и чтения.
В настоящее время
ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает
нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый
план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение
формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а
это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.
В настоящее время в
дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не
случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Понятие «фонематический
процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический
слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Логопедическая работа по
развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:
1 этап: узнавать неречевые
звуки.
На этом этапе у детей развивается
способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается
слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей
дифференцировать фонемы).
2 этап: различать одинаковые
слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса.
3 этап: различать слова, близкие
по звуковому составу.
4 этап: дифференцировать слоги.
Постепенно, в течение
этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки:
свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и
мягкие.
5 этап: дифференцировать
фонемы.
6 этап: развивать навыки
фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ
может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это
узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста
спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в
слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой
фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в
слове, их количество и место по отношению к другим звукам.
Учитывая выше сказанное,
подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы
по формированию фонематических процессов дошкольников.
1. Игры,
направленные на развитие слухового внимания
«Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового
внимания, слуховой памяти, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные
игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.
Описание игры: Ведущий за ширмой
производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий
производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить
разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о
предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.
Тот, кто отгадывает шум,
получает в награду фишку.
2. Игры на развитие
речевого слуха
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить
товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование: мишка (игрушка).
Описание игры: Дети сидят
полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с
мишкой.
Логопед предлагает
кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он
останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку,
садится с ним на стульчик и водит.
3. Игры на
различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен»
Цель: учить определять
правильность произношения слов.
Оборудование: предметные картинки:
банан, альбом, клетка.
Описание игры: Перед ребенком
раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед
правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно -
красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван,
ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,
къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка
4. Игры, направленные на
дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель: развивать
фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры: Дети сидят по
кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать
цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно.
Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
5. Игры, направленные на
дифференциацию звуков
«Не ошибись»
Цель: дифференциация
звуков [с] - [з].
Оборудование: картинки:
«Свисток» и «Звонок».
Описание игры: Детям дают по две
картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком
дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и
называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя
голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со
свистком и говорят: с-с-с... А если звук [з], то - со звонком и говорят:
з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того,
ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
6. Игры,
направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение
характеристики звуков
«Угадай-ка»
Цель: развивать умение
составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные
картинки.
Описание игры: Логопед предлагает
детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в
названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч,
топор - кот).
Реализация такой системы
использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и
преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые
возможности дошкольников.
Использование игровых
технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и
разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего
обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения
программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи,
что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2025
Дата обновления: 29.10.2025
Дата публикации: 16.02.2024