26.06.2019
Характеристика
возрастных особенностей детей
третьего
года жизни
На третьем году жизни
дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная
деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются
восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры,
наглядно-действенное мышление.
Развитие
предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять
орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы
активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая
выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца,
регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной
со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.
Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети
продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые
словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество
понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в
результате обращения взрослых к ребенку, который начинает
понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно
развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в
разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь
достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего
года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В
этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный
характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми
предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего
года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление
собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен
сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее
линий.
На третьем году
жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям
безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по
форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется
слуховое восприятие,
прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все
звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой
мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что
возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального
действия с предметами.
Для детей этого
возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств
и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием
сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность
поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей
появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст
завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто
сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких
месяцев до двух лет.