Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Академического района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 620110, г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, 105, тел. (343)366-87-07 E-mail: dou35ek@mail.ru Принят Педагогическим советом Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. Утвержден Приказ № 105-од от 28 августа 2024 г. заведующий МБДОУ детского сада № 35 _______ Е.С. Ерофеева Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №35 на 2024 – 2025 учебный год г. Екатеринбург, 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные основания составления учебного плана. Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 (далее – МБДОУ) на 2024-2025 учебный год является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.; - Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"»; - приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» (Зарегистрировано в Минюсте России Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 года, регистрационный № 61573); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО) № 1155 от 17 октября 2013г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России Департамента общего образования «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» № 08-249 от 28 февраля 2014г.; Приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» - Устав МБДОУ детского сада № 35; - Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 35 (далее Программа). Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; - принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Программно-целевые основания: Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывают следующие образовательные области: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Учебный план разработан: - в соответствии с Программой; - с учетом рекомендаций и концептуальных положений авторов Федеральной образовательной программы дошкольного образования Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов, с учетом региональных особенностей, а также с учетом рекомендаций и концептуальных положений Парциальной образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» /О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. Методическое пособие обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Реализация содержания данного методического пособия и методических рекомендаций способствует полноценному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественноэстетическое развитие. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296); Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО и ФОП, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МБДОУ на 2024-2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год (образовательный период) начинается с 02 сентября 2024г. и заканчивается 30 мая 2025г. Всего в 2024 – 2025 учебном году 34 учебных недель (без учета выходных и праздничных дней). МБДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2024 г. в МБДОУ детском саду № 35 функционирует 9 групп общеразвивающей направленности: группа раннего возраста (от 2 лет до 3 лет) - 1 группа; младшая группа (от 3 лет до 4 лет) – 3 группы; средняя группа (от 4 лет до 5 лет) - 2 группа; старшая группа (от 5 лет до 6 лет) - 1 группы; подготовительная к школе группа (от 6 лет до 7 лет) - 2 группы. Наполняемость групп на 01.09.2024 г. (всего – 341 воспитанник): с 2 лет до 3 лет – 33 воспитанника; с 3 лет до 4 лет – 114 воспитанников; с 4 лет до 5 лет – 82 воспитанника; с 5 лет до 6 лет – 38 воспитанников; с 6 лет до 7 лет – 74 воспитанника. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема Программы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с Программой в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми как сквозные механизмы развития ребенка. Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной деятельности: Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; Физическая культура. Социально-коммуникативное. Социализация, нравственное воспитание, развитие общения; Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание; Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; Формирование основ безопасности. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений; Развитие познавательно-исследовательской деятельности; Ознакомление с предметным окружением; Ознакомление с социальным миром; Ознакомление с миром природы. Речевое развитие. Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте); Художественная литература; Художественно-эстетическое развитие. Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); Конструктивно-модельная деятельность; Музыкальная деятельность. Содержание педагогической работы по освоению детьми содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие» отражено в расписании занятий. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО, которые наиболее характерны для каждого возраста детей. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296), учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 2 лет до 3 лет - не более 10 минут; для детей от 3 лет до 4 лет - не более 15 минут; для детей от 4 лет до 5 лет - не более 20 минут; для детей от 5 лет до 6 лет - не более 25 минут; для детей от 6 лет до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в группе раннего возраста не более 20 минут; - в младшей группе не более 30 минут; - в средней группе не более 40 минут; - в старшей группе не более 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; - в подготовительной группе не более 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Для детей раннего возраста допускается осуществлять непрерывную образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 10 минут). Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 минут (старшая группа) – 30 минут (подготовительная к школе группа) в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.п. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Занятия по физическому развитию детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Виды деятельности Познавательноисследовательская. Коммуникативная. Игровая. Коммуникативная. Восприятие художественной литературы и фольклора. Речевое развитие Познавательное развитие Образовательная область Учебный план непрерывной образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 35 на 2024 – 2025 учебный год Непрерывная образовательна я деятельность (разделы программы) Распределение образовательной деятельности по возрастным группам Группа №1 группа раннего возраста Группа №2 подготов ительная к школе группа Группа №3 средняя группа Группа №4 младшая группа Группа №5 старшая группа Группа №6 средняя группа Группа Группа Группа №8 №9 №7 младшая подготови младшая тельная к группа группа школе группа Количество НОД нед.//год нед.//год нед.//год нед.//год нед.//год нед.//год нед.//год нед.//год нед.//год 1 // 34 2 // 74 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 2 // 74 1 // 37 Формирование элементарных математических представлений 1 // 34 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 Ознакомление с окружающим миром Развитие Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности познавательн взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей. оисследовательск ой деятельности Развитие речи 2 // 68 1 // 37 1 // 37 1 // 37 2 // 74 1 // 37 1 // 37 1 // 37 1 // 37 Подготовка к обучению грамоте Художественная литература - 1 // 37 - - - - - Ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей. 1 // 37 - Двигательна Продуктивная. Игровая. Познавательно-исследовательская. Коммуникативная. Музыкальная. Изобразительная. я. Игровая. Коммуникат и Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Рисование 1 // 34 2 // 74 Лепка 1 // 34 1 // 18,5 1 раз в 2 недели _ 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 37 Аппликация Конструирование Реализует ся через интеграци ю непрерыв ной образоват ельной деятельно сти; в совместно й деятельно сти взрослог о и детей (1 раз в неделю); в самостоят ельной деятельно сти детей. Музыка Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 2 // 68 2 // 74 1 // 37 1 // 37 2 // 74 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 18,5 1 // 18,5 1 раз в 1 раз в 2 2 недели недели 1 // 18,5 1 // 18,5 1 // 18,5 1 раз в 1 раз в 1 раз в 2 недели 2 недели 2 недели Реализует Реализует 1 // 37 ся через ся через интеграци интеграци ю ю непрерыв непрерыв ной ной образоват образоват ельной ельной деятельнос деятельнос ти; в ти; в совместн совместн ой ой деятельно деятельно сти сти взрослог взрослог о и детей о и детей (1 раз в (1 раз в неделю); неделю); в в самостоят самостоят ельной ельной деятельно деятельно сти детей. сти детей. 2 // 74 2 // 74 2 // 74 1 // 37 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 18,5 1 раз в 2 недели Реализует ся через интеграци ю непрерыв ной образоват ельной деятельнос ти; в совместн ой деятельно сти взрослог о и детей (1 раз в неделю); в самостоят ельной деятель ности детей. 2 // 74 1 // 37 2 // 74 1 // 37 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 18,5 1 раз в 2 недели Реализует ся через интеграци ю непрерыв ной образоват ельной деятельно сти; в совместно й деятельно сти взрослог о и детей (1 раз в неделю); в самостоят ельной деятельно сти детей. 1 // 18,5 1 раз в 2 недели 1 // 37 2 // 74 2 // 74 1 // 18,5 1 раз в 2 недели Реализуе тся через интеграц ию непреры вной образова тельной деятельн ости; в совместн ой деятельн ости взросло го и детей (1 раз в неделю); в самостоя тельной деятельнос ти детей. 2 // 74 Реализуется в ежедневной организации жизни и деятельности детей; в части, формируемой участниками образовательного процесса; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-исследовательская. Познавательно-исследовательская. Коммуникативная. Музыкальная. Коммуникативная. Музыкальная. Двигательная. Восприятие художественной Изобразительная. Восприятие литературы и фольклора. Игровая. художественной литературы и фольклора. Трудовая. Игровая. Часть, формируемая участниками Социальнообразовательных отношений коммуникативное развитие Физическая культура (в физ. зале/на прогулке) 2 // 102 3 // 111 3 // 111 3 // 111 3 // 111 3 // 111 3 // 111 3 // 111 3 // 111 Реализуется через интеграцию непрерывной образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей. Трудовая деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста через самообслуживание и простейшие трудовые поручения. Общественно полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда в природе и не превышает 20 мин в день. Парциальной образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» /О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей ежедневно в объеме не более 40% от общего объема Программы: Ранний возраст (2-3 года) – 90 минут; младший дошкольный возраст (3-4 года) – 98 минут; средний дошкольный возраст (4-5 лет) – 102 минут; старший дошкольный возраст (5-7 лет) – 102 минут. Итого занятий в неделю / в год 10 / 306 14 / 518 Продолжительность занятий по СанПиН 10 мин. / 100 мин. 30 мин. / 420 мин. 10 / 370 10 / 370 13 / 481 10 / 370 10 / 370 14 / 518 20 мин. / 200 мин. 15 мин. / 150 мин. 25 мин. / 325 мин. 20 мин. / 200 мин. 15 мин. / 30 мин. / 150 мин. 420 мин. 10 / 370 15 мин. / 150 мин.