Министерство просвещения Российской Федерации Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Управление образования Академического района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 (МБДОУ детский сад № 35) _________________________________________________________________________________ ул. Краснолесья, 105, Екатеринбург, Свердловская область, 620105, тел. (343) 366-87-07 e-mail: mdou35@eduekb.ru, сайт: https://35.tvoysadik.ru/ ОКПО16762752 ОГРН 1126671018022 ИНН 6671404877 КПП 667101001 СОГЛАСОВАНО: Общим собранием работников МБДОУ детский сад № 35 УТВЕРЖДЕНО: Приказом № 157/1-од от 08.12.2023 г. Заведующий МБДОУ детский сад № 35 ________________Ю.С. Коптева ______________________Е.С. Ерофеева Протокол № 6 от 08.12.2023 ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 35 2023 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35» (далее – детский сад) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с письмом Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г, № 2; Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Уставом Детского сада № 35, Положением о психолого-педагогическом консилиуме детского сада. 1.2. Настоящее положение регулирует деятельность организации, осуществляющую образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи и трудности в усвоении образовательной программы (в том числе адаптированной) и деятельность учителя-логопеда. 1.2.1. Цель деятельности учителя-логопеда: раннее выявление и преодоление недостатков в развитии устной речи детей дошкольного возраста. 1.2.2. Задачи: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений детей; - организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций детям, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с детьми. 1.2.3. Направления деятельности: - диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса); - коррекционно - развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста, посещающих группы общеразвивающей направленности с учётом их ведущего вида деятельности); - информационно-методическое: а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности на основе информации о детях, нуждающихся в логопедических услугах; б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям); в) организация взаимодействия с психолого - педагогической комиссией и всех субъектов коррекционно-развивающего процесса; г) организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению; д) сбор и анализ информации о деятельности логопедического пункта (данная информация ежегодно предоставляется в Управление образования в срок до 1 июня). 1.2.4. Общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несёт заведующий детским садом. 2. Порядок оказания логопедической помощи 2.1. Комплектование на занятия по коррекции речи осуществляется для детей, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом детского сада; так же для детей, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации; а так же для детей имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). 2.2. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) детей (приложение №1, №2 к Положению). 2.3. Логопедическая диагностика осуществляется не менее 2-х раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятие, продолжительностью не менее 15 календарных дней (1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая), а также в течение года по необходимости. Входное и контрольное диагностическое мероприятие подразумевает проведение общего срезового обследования обучающихся; обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) детей, педагогических работников; углубленное обследование детей, имеющих нарушения речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и др. варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении ребенка, демонстрирующего признаки нарушения речи. В этом случае педагогический работник должен подготовить педагогическую характеристику для учителялогопеда (приложение №3 к Положению) ребенка, демонстрирующего признаки нарушения речи. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностику с учетом пункта 2.5. Положения. 2.4. Списочный состав детей, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ППк, ПМПК. Преимуществом пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ дошкольного образования или вызывают появление вторичных нарушений социального характера, а также дети, посещающие подготовительную к школе группу. 2.5. Зачисление детей на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года при наличии свободных мест. Отчисление дошкольников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсаций речевых особенностей конкретного ребенка. 2.6. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и (или) групповые/подгрупповые занятия, периодичность и продолжительность которых зависит от режима работы детского сада, от психофизических и возрастных особенностей ребёнка. 2.7. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.8. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих предъявленным к данным помещениям (приложение №4 к Положению). 2.9. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей детей при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребенком. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников детского сада; - информационных стендов. 2.10. Периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования составляет не менее 2-х логопедических занятий в неделю (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее 2-х логопедических занятий в неделю (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого- педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной. 2.11. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: - для детей от 1,5до 3 лет - не более 10 мин; - для детей от 3 до 4 лет - не более 15 мин; - для детей от 4 до 5 лет - не более 20 мин; - для детей от 5 до 6 лет - не более 25 мин; - для детей от 6 до 7 лет - не более 30 мин. 2.12. Сроки коррекции недостатков в развитии устной речи: - ОНР – 2-3 года в зависимости от возраста и уровня речевого развития; - ФФНР – 1 год; - ФНР, ФН – 0,5 года. 2.15. Распределение рабочего времени учителя - логопеда осуществляется следующим образом: - 75% - работа с детьми, - 15% - консультативно-методическая деятельность, - 10% - работа с документацией. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностной инструкцией и индивидуальным планом. 2.13. При организации логопедической работы в детском саде ведётся следующая документация: - Программы и (или) планы логопедической работы; - Годовой план работы учителя-логопеда. - Расписание занятий; - Индивидуальные карты речевого развития детей, получающих логопедическую помощь; - Журнал учета посещаемости логопедических занятий; - Журнал обследования речи детей (Приложение № 5); - Журнал регистрации и движения детей. (Приложение № 6); - Отчетная документация по результатам логопедической работы. - Циклограмма использования рабочего времени учителя-логопеда; - Паспорт логопедического кабинета; (Приложение № 7); - Тетради взаимодействия учителя-логопеда с родителями и с педагогами детского сада; (Приложение № 8); 2.14. Срок и порядок хранения определяется локальным нормативным актом детского сада, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. Срок хранения документов составляет не менее 3-лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 3. Ответственность 3.1. Ответственность за создание условий для организации деятельности учителя-логопеда несёт заведующий детским садом. 3.2. Учитель-логопед несёт ответственность за: ведение соответствующей нормативной документации; посещение детьми занятий. 3.3. Родители (законные представители) несут ответственность за невыполнение условий договора, заключаемого между ними и детским садом. 3.4. Предоставление логопедических услуг прекращается в случае: - по завершении коррекции недостатков в развитии устной речи; - по истечении срока договора (соглашения), заключённого между детским садом и родителями (законными представителями); - по заявлению родителей об отказе логопедических услуг (законных представителей). 4. Срок хранения 4.1. Срок хранения Положения не ограничен. 4.2. Положение действует до принятия нового. Приложение 1 Заведующему Детского сада № 35 Ерофеевой Е.С. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики воспитанника детского сада Я,_________________________________________________________________________________, ФИО родителя (законного представителя) ребенка являясь родителем (законным представителем)__________________________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (ФИО, группа, которую посещает ребёнок, дата рождения) Выражаю согласие / отказ на проведение логопедической диагностики моего ребенка. (нужное подчеркнуть) «___» ________________20___г. /______________/________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 2 Заведующему Детского сада № 35 Ерофеевой Е.С. от ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я,_________________________________________________________________________________ , ФИО родителя (законного представителя) ребенка являясь родителем (законным представителем) __________________________________________ (нужное подчеркнуть) _______________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (ФИО, группа, которую посещает ребёнок, дата рождения) Прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). Обязуюсь выполнять следующие требования: 1.Выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии/ психологопедагогического консилиума/ учителя-логопеда. 2.Систематически посещать логопедические занятия. 3. Следовать рекомендациям при выполнении закрепляющих заданий, вовремя приносить рабочую тетрадь ребёнка. 4. Посещать консультации, семинары-практикумы, организованные учителем-логопедом. В случае невыполнения мною требований, претензий к учителю-логопеду и результатам коррекционно-развивающей работы по окончании обучения иметь не буду. Примечание: при систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребёнок может быть отчислен из логопедического пункта. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест. С условиями зачисления ознакомлен (а): «___» ________________20___г. /______________/________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 3 Педагогическая характеристика на воспитанника детского сада (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: - дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1. 2. в группе группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.); - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую (причины), перевод в состав другой группы, смена педагога (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющую образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 1. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 2. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законным представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом). 3. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); учителем-логопедом, психологом – 4. (занятия с педагогом- указать деятельность, т.е. когда начались/закончились занятия). Характеристики взросления: - увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для ребенка, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); характер занятости в свободное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к занятиям (наличие предпочитаемых предметов, любимых педагогов); - отношения к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одногруппниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками (приоритетная, второстепенная); - самооценка; - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (рисунки и т.п.). «___»_____________20___г./_____________/_________________________ Учитель-логопед, принявший обращение: _______________________________________________________________ Результат обращения: ________________________________________________________________ «___»_____________20___г./_____________/_________________________ Приложение 4 Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; Рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно- развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. Приложение №5 Журнал обследования речи детей № п/ п Групп а Слоговая структура Фамилия Дата , имя обследовани ребенка я Грамматический строй Артикуляционна Звукопроизношен я моторика ие Связная речь Логопедическое заключение Фонематически й слух и восприятие Примечание Приложение №6 Журнал регистрации и движения детей № Фамил п/ ия, п имя ребенк а Возр аст Заключе ние ПМПК (если имеется ) Отметка о зачислении ребенка на логопункт Логопедич еское заключени е Дата зачисле ния Предполага емый срок занятий Сведения о выпуске ребенка с логопункта Дата Сос Куд выпу то а ска яни выб е ыл реч и При ме чани е Приложение №7 Паспорт логопедического кабинета 1. Титульный лист: Логопед Ф.И.О. _____________________________________________________ ДОУ № _____________ 2. Общие сведения о кабинете: Общая площадь______________ длина______________ ширина______________ Освещенность________________________________________________________ Оборудование________________________________________________________ 3. Сведения о логопеде: Ф.И.О. ______________________________________________________________ Образование (что закончил, специальность, квалификация)_________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Год окончания _____________________________________________________________ Работа в данном учреждении: Стаж: ____________________ квалификационная категория ______________________ Общий стаж работы по специальности ________________________________________ Работа над темой __________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Работа по программе _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ 4. 5. 6. 7. 8. Содержание направлений деятельности логопеда Циклограмма деятельности логопеда Список документации Каталог программно – методической литературы Перечень дидактических пособий и наглядного материала. Приложение № 8 Журнал взаимодействия с родителями и педагогами Дата Форма Тема взаимодействия (консультации, родит. собрания, практикумы и т.д.) Категория участников (для кого) Ф.И.О. Примечание присутствующих