«STEM – образование дошкольного и младшего школьного возраста» Образовательный модуль «Математическое развитие». 1. Пояснительная записка В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как: интеллектуальное развитие; создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей. На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии. Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно. STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Организация дополнительной образовательной общеразвивающей программы «STEM» включает в себя развивающие занятия с детьми на основе образовательного модуля "Математическое развитие". Образовательный модуль "Математическое развитие"- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. 2. Актуальность «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет, прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху», - В.В. Путин. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование: S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика). 3. Цели и задачи Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. Основными задачами реализации программы являются: Обучение пониманию и решению логических задач. Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления. Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке. Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука» Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе. Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения. Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах. Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм. Возраст детей – 5-7 лет. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года. К концу года дети научатся: различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу; использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность; ориентироваться в пространстве и на плоскости; повышение степени активности в самостоятельной деятельности; высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение. Задачи совместно-партнерской деятельности педагога с детьми: Формирование представлений о числе и количестве: - способствовать развитию общих представлений о множестве: умение формировать множества по заданным признакам, видеть составные части множества; - упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей, устанавливать отношения между отдельными частями множества, составления пар предметов; - совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 и с переходом через десяток; - познакомить с цифрами от 0 до 9 и с переходом через десяток; - познакомить с составом числа; - закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1; - называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее, определять пропущенное число; - раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе); - преобразовывать неравенство в равенство; - составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: «+», «-», «=». Развитие представлений о величине: -делить предмет на 2- и более равных частей, используя условную меру; -устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям; - совершенствовать умение находить сходство предметов, измерять длину, ширину, высоту предметов, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры; - дать представления о весе предметов и способах его познакомить с весами; - способствовать развитию представления о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. Развитие представлений о форме: - уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств; - дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке, прямой; - распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; - составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу; - анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению, умение работать с шаблоном, инструкцией. Развитие пространственной ориентировки: - ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение; - познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; - способствовать развитию способностей к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы; - «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; - самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). Развитие ориентировки во времени: - дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года; - содействовать развитию у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); - пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; - способствовать развитию «чувства времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем, различать длительность отдельных временных интервалов, определять время по часам, с точностью до одного часа. 4. Принципы построения занятий кружка - системность - учёт возрастных особенностей детей - дифференцированный подход - принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний - принцип постепенного и постоянного усложнения материала - поэтапное использование игр - гуманное сотрудничество педагога и детей - высокий уровень трудности 5. Формы организации детской деятельности на кружке - логико-математические игры - интегрированные игровые занятия - совместная деятельность педагога и детей - самостоятельная игровая деятельность 6. Материально-техническое обеспечение Название используемого оборудования: - Дары Ф. Фребеля - счетный материал «Медвежата» - танграм - «Математические весы» демонстрационные - Карточки с заданиями к «Математическим весам» - Весы «Математическая обезьянка» - Весы «Считаем, взвешиваем, сравниваем» - Тактильное домино «Точки» - Палочки Кюизинера - Логические блоки Дьенеша - Логический пазл «Геометрические формы» - «Набор геометрических тел» - Счетный набор на магнитах - Демонстрационный набор для дидактической игры «Заселяем домики» - Комплект счётного материала на магнитах. - Планшеты Логико - Малыш - Наборы карточек к планшету Логико -Малыш - Кубики геометрические - Игра Дидактические часы "Тик-так" У719 - Круги Луллия - кубо-бот «Пчёлка», коврик с геометрическими фигурами 7. Перспективное планирование Направление: образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» Последовательность проведения: 2 раз в неделю (среда, пятница, вторая половина дня) Длительность: 30 минут Цель: создание условий для комплексного решения задач математического развития в различных направлениях: количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Задачи: - формирование системы элементарных математических представлений. - формирование предпосылок математического мышления - формирование сенсорных процессов и способностей - расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи - формирование начальных форм учебной деятельности Месяц Направление математического развития Тема Задачи Пособия Сентябрь Величина «Длина, ширина, высота» «Целое и часть» - закреплять умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте); - набор «Блоки Дьенеша»; - «Палочки Кюизенера»; - планшет «Логико-Малыш» (измерение) - располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами; - закреплять умение делить на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их. Форма «Геометрические фигуры» - закрепить знания об изученных геометрических фигурах, умение различать и называть их; совершенствовать представления - набор «Геометрические фигуры»; - «Блоки Дьенеша» - д/игра «Не ошибись»; о треугольниках и четырёхугольниках. - планшет «Логико- - продолжать формировать умение видеть в окружающих Малыш» (ракурсы). предметах форму знакомых геом. фигур. Пространство «Расположение в пространстве» - закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом; - закреплять умение - набор кубиков; - кубо-бот «Пчёлка»; - дидактический набор «Математика»; -коврик с геометрическими фигурами ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа. Время «Весёлая неделя» «Времена года» - закреплять умение последовательно определять и - игра «Круг времени» - планшет «Логико-Малыш» Количество и счёт «Счёт в пределах 10» «Цифры от 0 до 9» называть дни недели, времена года -д/и «Времена года» д/и «Когда это бывает?» - закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Математические весы»; планшет «Логико Малыш» (счёт от 1 «Который по счёту?», «На котором месте?»; -упражнять в навыках количественного счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10; -учить называть предыдущее и до 10); набор «Блоки Дьенеша»; д/игра «Заселим домики»; счетный материал «Медвежата» последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10. Октябрь Величина «Целое и часть» «Вес» - уточнить приёмы деления круга, квадрата на 2-4 и 8 равных - набор «Блоки Дьенеша»; - набор «Палочки частей; - учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвёртая, одна восьмая и т.д.) Кюизенера» - планшет «Логико Малыш» (измерение); - магнитный набор «Дроби» (круг, полоски) - дать представление о весе предметов и сравнения их путём - взвешивания; - учить обозначать результаты сравнения словами: тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче. Форма Пространство «Геометрические фигуры» «Расположение в пространстве» -закреплять представления о треугольниках и четырёхугольниках; - дать представление о многоугольнике на примере треугольника и - набор «Геометрических тел»; - игра «Заполните форму»; - д/игра «Не ошибись» - планшет «ЛогикоМалыш» четырёхугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины; - развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме. - набор «Блоки Дьенеша». - развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями; - набор кубиков - кубо-бот «Пчёлка» - счетный материал - коврик с геометрическими фигурами Количество и счёт Время «Счёт в пределах 10» «Состав числа» «Что сначала, что потом?» - закреплять навыки счёта в прямом и обратном порядке; - Планшет «Логико Малыш» (счёт); - «Математические весы»; - продолжить учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному; - познакомить с составом чисел 7, 8, 9, 10. - весы«Обезьянка»; - набор «Палочки Кюизенера»; - д/и «Заселим домики»; - «Круги Луллия». - закреплять умение последовательно определять и называть дни недели; - д/игра «Распорядок дня»; - планшет «Логико-малыш» (время, часы, календарь). - формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Ноябрь Количество и счёт «Счёт в пределах 20» «Состав числа» - закреплять навыки счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10, 15, 20; - учить составлять число из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; - совершенствовать навыки счёта - набор «Блоки Дьенеша»; - набор «Палочки Кюизенера»; - д/игра «Заселяем домики»; - весы «Обезьянка»; - «Круги Луллия»; в пределах 20. Форма Величина «Геометрические фигуры» «Вес» «Длина» - развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей; - совершенствовать умение моделировать предметы с - набор прозрачных кубиков с цветной диагональю; - набор «Геометрических тел»; - планшет «Логико – Малыш» помощью знакомых геометрических фигур. (Ракурсы) - набор «Блоки Дьенеша» - совершенствовать умение строить ряд по весу предметов; - совершенствовать умение - набор «Блоки Дьенеша»; - набор «Палочки измерять величины с помощью условной меры. Кюизенера» - планшет «ЛогикоМалыш» (измерение); - магнитный набор «Дроби» (полоски); - весы «Считаем, взвешиваем, сравниваем»; - простые весы. Пространство «Расположение в пространстве» - совершенствовать умение двигаться в заданном - «Математика» (дидактическая панель); направлении; развивать умение - д/игра «Топорама»; - набор геом. кубиков «Лес», «Океан»; - ориентироваться на листе бумаги в клетку. Декабрь Время «Что сначала, что потом?» - закреплять умение последовательно определять и называть дни недели. - д/игра «Распорядок дня»; - планшет «Логико-малыш» (время, часы, календарь). Количество и счёт «Счёт» -учить считать по заданной мере, - «Аббак» «Состав чисел». когда за единицу счёта принимается не один, а несколько предметов; - закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение (уменьшать) число на 1 в пределах 10; - планшет «Логико-Малыш» (измерение, сравнение множеств); - «Математические весы»; - набор «Блоки Дьенеша»; - д/игра «Не ошибись». - совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10; Форма «Геометрические фигуры» - уточнить, закрепить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру; - набор «Блоки Дьенеша»; - д/игра «Не ошибись»; Дары Фребеля; - набор геом. кубиков - набор прозрачных кубиков с - развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из цветной диагональю. отдельных частей по контурным образцам; Величина Январь «Объём» - учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной - весы «Считаем, взвешиваем, сравниваем»; меры; - простые весы. Пространство «Ориентирование в пространстве» - совершенствовать умение ориентироваться в пространстве - наборы геометрических кубиков; - набор «Блоки Дьенеша»; - «Топорама» Время «Часы» -познакомить с часами; - учить устанавливать время на макете часов. - «Круги Луллия»; - Часы демонстрационные; - учить составлять - д/игра «Заселим домики»; арифметические задачи на сложение и вычитание; - совершенствовать - д/игра «Не ошибись»: - набор «Блоки Дьенеша»; - «Аббак»; - «Математические весы». Количество и счёт «Задачи»; «Счёт»; «Целое и часть». представления о последовательности чисел в пределах 20; - развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части. Форма «Геометрические фигуры» - развивать представление о геометрических фигурах, умение - планшет «Логико-Малыш». - «Весы Обезьянка». - набор «Дроби» (круги); - набор «Дроби» (полоски) - набор прозрачных кубиков с цветной диагональю: Величина Пространство «Объём» «Ориентирование в пространстве» рисовать и моделировать их листе бумаги; - набор «Блоки Дьенеша»; - д/игра «Не ошибись»; - закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур - набор «Палочки Кюизенера»; - планшеты «Логико-Малыш» - учить измерять объем сыпучих - весы «Считаем, взвешиваем, и жидких веществ с помощью условной меры; сравниваем»; - простые весы; - набор полых геометрических тел; - планшет «Логико-Малыш». - продолжать учить ориентироваться на плоскости. -математический планшет «Геометрик»; - набор «Блоки Дьенеша»; - набор геометр. кубиков «Дуга»; - дидактический набор - дидактические панели. Время Февраль Количество и счёт «Часы» - продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов; - «Круги Луллия»; - часы демонстрационные; - совершенствовать представления о частях суток и их последовательности, использовать в речи слова: сначала, потом, до, после. - планшет «Логико-Малыш»; - игра «Что сначала, что потом?» - дидактическая игра «Распорядок дня». «Счёт»; - упражнять в счёте по образцу; - Математические весы»; «Задачи» - совершенствовать навыки счёта -д/игра «Заселим домики»; - «Круги Луллия»; со сменой его основания; - «Аббак» - учить составлять и решать арифметические задачи. Форма Величина «Геометрические фигуры» «Целое и часть»; «Высота» - закреплять умение видоизменять геометрические фигуры; -набор «Блоки Дьенеша»; - набор «Палочки Кюизенера». -математический планшет - упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур; «Геометрик»; -наборы геометрические кубики - продолжать развивать умение делить целое равные части и - рамка вкладыши «Геометрия: Большая»; сравнивать целое и его части; - совершенствовать навыки измерения высоты предметов с - набор «Дроби» (круги); - набор «Дроби» (полоски); - набор «Палочки Кюизенера». помощью условной меры. Пространство «Ориентирование в пространстве» - закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями. Время «Часы»; «Месяцы» - д/игра «Не ошибись»; -набор «Блоки Дьенеша»; -дидактический набор «Математика»; -математический планшет - закреплять умение называть зимние месяцы: - «Круги Луллия»; - планшет «Логико-Малыш» (время, - закреплять умение последовательно называть дни часы, календарь). -часы демонстрационные; недели и правильно использовать - игра «Что сначала, что потом?» в речи слова: раньше, позже, - дидактическая игра «Распорядок сначала, потом; дня» - продолжать знакомить с часами. Март Количество и счёт «Задачи» «Счёт» - упражнять в счёте в прямом и обратном порядке пределах 20, умение обозначать число - планшет «ЛогикоМалыш» (сохранение количества); - д/игра «Заселим домики»; цифрами; - продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. -д/игра «Не ошибись»; - тактильное домино «Точки»; - планшет «Логико-Малыш» - набор «Дроби» (круги); - набор «Дроби» (полоски); - набор «Палочки Кюизенера». Форма «Геометрические фигуры» - совершенствовать умение - набор «Блоки Дьенеша»; видеть в окружающих предметах - д/игра «Не ошибись»; формы знакомых геометрических - планшет «Логико-Малыш». фигур. Величина «Длина - ширина» «Целое и - продолжать развивать умение - набор «Дроби» (полосы); часть» делить целое равные части и сравнивать целое и его части; - совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. - набор «Дроби» (круги); - рамка вкладыш «Геометрия: Квадрат»; - рамка вкладыш «Геометрия: Круг»; «Расположение в - развивать способность в - логический пазл «Расположение в пространстве» моделировании пространственных отношений пространстве»; - набор «Топорама»; Пространство - планшет «Логико-Малыш» Время «Часы» «Месяцы» между объектами на плане. - набор «Блоки Дьенеша». - закреплять умение называть зимние месяцы: - закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать - «Круги Луллия»; - планшет «Логико-Малыш» (время, часы, календарь) -часы демонстрационные; - игра «Что сначала, что потом?» в речи слова: раньше, позже, сначала, потом; - дидактическая игра «Распорядок дня» - продолжать знакомить с часами. Апрель Количество и счёт «Счёт в пределах20» «Задачи» «Состав числа» Форма «Геометрические фигуры» - закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в - планшет «Логико-Малыш» (состав числа от1 до 10); пределах 20; -продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; - дидактический набор «Математика»; «Круги Луллия»; - совершенствовать умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших в пределах 10. - набор «Палочки Кюизенера». - продолжать формировать умение видеть в окружающих - планшет «Логико-Малыш» (ракурсы); предметах форму знакомых геометрических фигур; -набор «Блоки Дьенеша»; - набор «Палочки Кюизенера» - весы «Обезьянка»; -«Математические весы»: - - закреплять представления об объёмных и плоских - математический планшет; -наборы геометрические кубики геометрических фигурах. Величина «Измерение» «Целое и часть» - развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному - рамка вкладыш «Геометрия: Квадрат»; - рамка вкладыш «Геометрия: Круг»; из сравниваемых предметов; - совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; - планшет «Логико-Малыш» (композиции, измерение). - набор «Полосы»; - набор «Дроби» (круги); - закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части; - уметь называть части и сравнивать целое и части. Пространство Время «Расположение в пространстве» «Часы» «Год» - совершенствовать умение ориентироваться в окружающем - логический пазл «Расположение в пространстве»; пространстве относительно себя и другого лица. - набор «Топорама»; - набор «Блоки Дьенеша»; - дидактический набор - закреплять умение последовательно называть дни недели, месяцы, времена года; - планшет «Логико-Малыш» (время, часы, календарь); - д/игра «Что сначала, что потом»; - «Круги Луллия». - продолжать знакомить с часами. Май Работа по закреплению пройденного материала. Отработка дидактических игр, вызвавших наибольшее затруднение у детей. 8. Литература 1. Методические рекомендации по реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», С.А. Аверин, Н.С. Муродходжаева М., 2022 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 3. Методичка игр VAY TOY 3. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. 4. А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1994.